Инновации в филологическом образовании

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ФИЛОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Филологический факультет БГУ с 2018/2019 учебного года открывает серию мероприятий, посвященных внедрению инновационных подходов в преподавание филологических дисциплин. В рамках данной методической инициативы различные структурные подразделения факультета представят свои творческие научно-практические разработки. Информацию об этих мероприятиях планируется размещать в новой рубрике сайта филологического факультета – “Инновации в филологическом образовании”, а также на Межвузовском образовательном портале “Методология, содержание, практика креативного образования”.

26 сентября 2018 года состоялся мастер-класс профессора Т. И. Шамякиной – лекция с элементами диалога на тему "Культура Киевской Руси" – выступил первым среди запланированных мероприятий. Подробнее

5 октября 2018 г., в преддверии профессионального праздника – Дня учителя и преподавателя высшей школы, на филологическом факультете прошла презентация материалов репортажного видеофильма кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ – “Путешествие к познанию и творчеству (антология творческих заданий)”. Подробнее

19 октября 2018 г. состоялось семинарское занятие дисциплины «Теория и практика перевода (с немецкого языка на русский)» для студентов 5-го курса специальности «Романо-германская (немецкая) филология». Мастер-класс был организован кафедрой немецкого языкознания и проведен старшим преподавателем кафедры О. А. Лойко. Подробнее

23 октября 2018 г. состоялся мастер-класс по обучению итальянскому языку с применением инновационных технологий. Занятие проводила старший преподаватель кафедры Иванович Екатерина Анатольевна. Подробнее

15 ноября  в 11.15 (ауд. 204) состоялся мастер-класс доцента кафедры русской литературы Алешка Т.В. – интерактивная лекция «Где и как читать современную поэзию». Занятие было построено с учетом использования информационно-коммуникативных образовательных технологий как традиционных, так и новых способов взаимодействия преподавателя и студентов: режим беседы, диалога, раздаточные материалы, слайд-презентация, работа с видеофайлами, включение видеофрагментов из лекций других специалистов по данной проблеме, формирование навыков навигации в интернет-среде, имеющей отношение к современной русской поэзии. Лекция  прошла в форме мультимедийной презентации с привлечением интернета как информационной среды. Подробнее

19 ноября состоялся мастер-класс старшего преподавателя кафедры классической филологии Ю. А. Седининой-Барковской в форме открытой лекции-диалога на тему «Еврипид – „философ на сцене“». Форма лекции-диалога выбрана для активного вовлечения студентов в процесс освоения учебного материала. Наличие у студентов достаточного объема знаний по мифологии и истории Древней Греции позволяет использовать коллективный опыт аудитории при выявлении специфических особенностей творчества последнего из великой триады греческих трагиков. Привлечение в качестве иллюстративного материала объектов европейского искусства способствует активизации творческого мышления студентов. Выбранная методология служит расширению культуроведческих горизонтов познания, реализации категорий внутридисциплинарной и междисциплинарной преемственности и перспективности. Лекция состоялась в 12.45 в ауд. 210. Подробнее

21 ноября 2018 года в 14:25 в аудитории 130 филологического факультета БГУ состоялся мастер-класс старшего преподавателя кафедры немецкого языкознания Крепской Н.К. в форме семинарских занятий по учебной дисциплине «Методика преподавания немецкого языка» для студентов 4-го курса специальности «Романо-германская (немецкая) филология» на тему «Использование мобильных приложений и инструментов при обучении иностранному языку и при изучении иностранного языка». На занятии студенты продемонстрировали свои навыки использования мобильных приложений и инструментов при изучении иностранного языка, а также представили собственные разработки и обсудят возможность их использования в период педагогической практики. Подробнее

30 ноября в 11.15 в ауд. 307 состоялось открытое практическое занятие доцента кафедры русского языка Ольги Владимировны Зуевой на тему «История редуцированных гласных в древнерусском языке. Фонетическое распределение и позиции редуцированных гласных». Занятие проводилось со студентами 2 курса специальности «русская филология». В ходе занятия создавались учебные ситуации, требующие активной поисковой деятельности студентов, в том числе самостоятельной постановки проблемных вопросов по изучаемой теме и нахождения ответов на них. Студенты выполняли задания аналитико-творческого характера, как индивидуально, так и в группах. На занятии были представлены учебные материалы, созданные студентами (их собственный «образовательный продукт»), и предложены способы использования этих материалов в учебном процессе. Внимание также было уделено формированию ценностного отношения учащихся к истории культуры восточных славян в ее языковом измерении. Подробнее

3 декабря состоялся мастер-класс доцента кафедры прикладной лингвистики Гербик Людмилы Францевны на тему «Культурные коннотации в сопоставительном аспекте» по дисциплине «Страноведение» в группе иностранных студентов магистратуры. На занятиях был использован метод проектов. Подробнее

8 декабря 2018 г. заведующий кафедрой романского языкознания Пантелеенко О.А. проводит мастер-класс «Педагогическое мастерство студентов-итальянистов в Школе юного филолога». Автор проекта поделится опытом подготовки занятий по итальянскому языку для школьников через организацию внеаудиторной работы студентов. Формат занятий представляет собой попытку объединить технологии, разработанные итальянскими и отечественными педагогами. Занятие может быть интересным для тех, кто занимается проблемами профориентационной работы, повышения престижа университета среди абитуриентов. Подробнее

7 февраля 2019 г. в 9.45 (ауд. 210) кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языкознания О.Н. Кулиева провела семинар по инновационным технологиям обучения «Видео как образовательный инструмент для преподавателей и студентов» в рамках программы PRINTeL «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства». Подробнее

8 февраля 2019 г. в 9.45 (ауд. 210) старший преподаватель кафедры английского языкознания О.В. Тозик провела семинар по инновационным технологиям обучения «Гибридное (смешанное) обучение» в рамках программы PRINTeL «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства». Подробнее

12 марта состоялся мастер-класс старшего преподавателя кафедры прикладной лингвистики Громыко Марины Николаевны на тему «Причастие как часть речи. Актуализация знаний» по дисциплине «Практика русской речи» в группе иностранных студентов 2 курса. Был представлен  урок-игра исследовательского типа, направленный на актуализацию знаний и совершенствование навыков по работе с причастием. Занятие было разработано на основе системно-деятельностного подхода с использованием игровых интерактивных элементов обучения (методов и приёмов активизации познавательной деятельности студентов, диагностики знаний). Цель такого урока – приобретение навыков работы с информацией и умение решать поставленные задачи. Подробнее

14 марта 2019 года преподаватель кафедры теоретического и славянского языкознания Н.А. Кохнович провела открытое практическое занятие  по  польскому языку на тему «Деловая коммуникация. Трудоустройство» для студентов 2 курса специальности «Славянская филология». Подробнее

20 марта 2019 г. в 9.45 (ауд. 210) доцент кафедры современного белорусского языка Чеховский Георгий Константинович провел открытые занятия по современному белорусскому языку для студентов 1 курса специальности «Белорусская филология». Тема занятий: «Арфаэпічныя нормы сучаснай беларускай мовы». В процессе проведения занятий были созданы учебные ситуации, требующие активной поисковой деятельности студентов, в том числе самостоятельной постановки проблемных вопросов по изучаемой теме и поисков ответов на них посредством использования информационно-коммуникативных образовательных технологий – как традиционных, так и новых способов взаимодействия преподавателя и аудитории: беседа, диалог, раздаточные материалы, слайд-презентация, работа с мультимедийным контентом. Задания аналитико-творческого характера были связаны с созданием ситуаций научного диспута по проблеме выявления отклонений от литературной орфоэпической нормы и осмысления их причин с использованием культурно-исторических источников. Подробнее

04 апреля 2019 года в 15:55 старший преподаватель кафедры английского языкознания М. Г. Груздилович проведет открытое практическое занятие по английскому языку для студентов 4 курса специальности «Английский филология» на тему «Проблемы жизни в большом городе». Поскольку основной целью практических занятий по иностранным языкам является развитие коммуникативной иноязычной компетенции, целью данного практического занятия будет развитие и совершенствование речевых умений и навыков студентов. В процессе проведения занятия планируется создание учебных ситуаций, требующих активной поисковой деятельности студентов, в том числе самостоятельной постановки проблемных вопросов по изучаемой теме и поисков ответов на них посредством использования информационно-коммуникативных образовательных технологий. Во время занятия планируется применять на практике инновационный эвристический подход к обучению, который предусматривает осуществление студентами личностно-значимых открытий окружающей жизни, демонстрацию разнообразия возможных решений жизненных проблем, творческую самореализацию. При организации занятия студентам будет предложено выполнить открытое задание с последующим созданием образовательного продукта. Планируется, что в процессе выполнения задания и всего занятия студенты не только будут развивать свои коммуникативные навыки, но и задумаются над проблемами жизни в больших городах, также сами попытаются предложить пути улучшения качества жизни в городе.

26 апреля 2019 года в 14:25 в ауд. 414 филологического факультета БГУ состоялось открытое занятие старшего преподавателя кафедры английского языкознания Савастюк М.Л. по английскому языку как основному для студентов 3 курса специальности «Романо-германская (английская) филология». Занятие проводилось в форме аудиторного контроля управляемой самостоятельной работы студентов. Подробнее

3 мая 2019 на филологическом факультете БГУ состоялось открытое занятие старшего преподавателя кафедры английского языкознания Жуковой Ю.А. по второму иностранному языку (английскому) для студентов 2 курса специальности «Романо-германская филология». Занятие проводилось в форме аудиторного контроля управляемой самостоятельной работы студентов. Подробнее

4 апреля 2019 года старший преподаватель кафедры английского языкознания Марианна Григорьевна Груздилович провела открытые практические занятия по английскому языку для студентов 4 курса специальности «Романо-германская (английская) филология» (английский как второй иностранный язык) на тему «Проблемы жизни в большом городе». Подробнее

15 мая на филологическом факультете состоялось открытое практическое занятие по истории болгарской литературы со студентами 1 курса специальности «Славянская филология» старшего преподавателя кафедры теоретического и славянского литературоведения Самохвала С.И. на тему «Эпидейктическое красноречие Григория Цамблака на примере “Слова на усекновение головы святого и славного пророка и крестителя Иоанна”». Цель данных занятий – раскрыть жизненный и творческий путь Г. Цамблака, определить его значение в истории южно-и восточнославянских литератур. Подробнее

Мастер-класс Громыко Марины Николаевны «Причастие как часть речи. Актуализация знаний»

12 марта состоялся мастер-класс старшего преподавателя кафедры прикладной лингвистики Громыко Марины Николаевны на тему «Причастие как часть речи. Актуализация знаний» по дисциплине «Практика русской речи» в группе иностранных студентов 2 курса.

Был представлен  урок-игра исследовательского типа, направленный на актуализацию знаний и совершенствование навыков по работе с причастием. Занятие было разработано на основе системно-деятельностного подхода с использованием игровых интерактивных элементов обучения (методов и приёмов активизации познавательной деятельности студентов, диагностики знаний). Цель такого урока – приобретение навыков работы с информацией и умение решать поставленные задачи.

На занятии были представлены элементы двух социальных технологий: «Кейс-технологии» (технологии рассмотрения конкретных ситуаций) и технологии «Учение в сотрудничестве». Урок был построен на основе детективного сюжета, где студенты играли роли настоящих детективов. Их задачей было помочь Причастию (девушке, которая потеряла память) восстановить грамматические и лексические признаки.

 Использование на занятии технологии «Учение в сотрудничестве» предполагало совместную работу студентов внутри каждой маленькой группы по определению проблемы, осмыслению материала, его детальному анализу и принятию решения.

Занятие, напоминающее сюжет детективного фильма, прошло в духе соревнования. Студенты с удовольствием включились в игру, вместе выполняли задания, помогали друг другу при ответах, показали себя как опытные исследователи, умеющие работать в команде.

Открытое практическое занятие по дисциплине «История литературы страны изучаемого языка (болгарская)»

15 мая на филологическом факультете состоялось открытое практическое занятие по истории болгарской литературы со студентами 1 курса специальности «Славянская филология» старшего преподавателя кафедры теоретического и славянского литературоведения Самохвала С.И. на тему «Эпидейктическое красноречие Григория Цамблака на примере “Слова на усекновение головы святого и славного пророка и крестителя Иоанна”». Цель данных занятий – раскрыть жизненный и творческий путь Г. Цамблака, определить его значение в истории южно-и восточнославянских литератур. Цель достигалась посредством решения следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  • систематизировать творческое наследие писателя, дать определение понятиям «слово» (как жанр литературы), «эпидейктика», «второе южнославянское влияние»;
  • развивать способность студентов к систематизации знаний, обобщения, сравнения; умение проводить взаимосвязи, правильно, грамотно, доказательно и красноречиво выражать мысли;
  • воспитывать сочувствие, чувство ответственности за совершенные поступки, любовь и бдительность к слову.

На занятии были задействованы различные формы и методы работы – «перевёрнутая классная комната» (flipped classroom), видео технологии, онлайн тестирование.

Приём «перевёрнутая классная комната» предполагал, что студенты заранее подготовили творческие задания по теме – презентацию по жизни болгарского писателя XIV - XV вв., викторину, кроссворды, которые активно обсуждались и выполнялись остальными студентами группы. Также на занятии было представлено видео, на котором были запечатлены как студенты разных курсов и специальностей, так и преподаватели филологического и исторического факультетов БГУ (Иванов К.И., Самохвал С.И., Кимбар А.). Каждый из них высказал свои точку зрения об огромной роли Г. Цамблака и влиянии, которое он оказал на славянские литературы в период Средневековья. На протяжении занятия использовался метод проблемного обучения, евристической беседы – студенты в игровой форме и форме дискуссии обсуждали произведение, определяли особенности «стиля плетения словес». Было отмечена и актуальность темы произведения, её многочисленное переосмысление в самых разных жанрах мирового искусства. Отдельно отмечены и исследователи творчества Г. Цамблака – слависты А.И. Яцимирский, А.И. Соболевский, Д.С. Лихачёв, а также исследовательские труды и переводы Т.П. Казаковой. В конце занятия студентам было предложено пройти онлайн-тест, созданный через приложение www. kahoot.com.

Таким образом, на занятии была использована как индивидуальная, так и парная, а также групповая виды работы, использовались методы проектного и проблемного обучения, эвристическая беседа, видео-технологии и учебные игры. Занятие прошло в доброжелательной интересной и познавательной форме. Были задействованы все студенты, проявляющие интерес, активность и творчество.

]

Мастер-класс «Деловая коммуникация. Трудоустройство» по преподаванию польского языка как иностранного с применением инновационных методов обучения

14 марта 2019 года на филологическом факультете БГУ преподаватель кафедры теоретического и славянского языкознания Н.А. Кохнович провела открытое практическое занятие  по  польскому языку на тему «Деловая коммуникация. Трудоустройство» для студентов 2 курса специальности «Славянская филология».

В рамках подготовки к данному занятию студентами было выполнено психолингвистическое задание по определению личностных приоритетов, что обеспечило создание высокой степени мотивации и ориентации на 

Я-концепцию. Кроме того, студентами было подготовлено домашнее задание по аудированию и самостоятельно составлены тексты-сочинения с использованием лексики по теме, которые предварительно были отправлены преподавателю на проверку по электронной почте. По результатам проверки данных текстов были составлены корректирующие лексико-грамматические задания. Использование образовательного продукта подобного рода не только способствует усвоению материала, но и позволяет экономить аудиторное время.

В ходе открытого занятия моделировались основные этапы собеседования при трудоустройстве по специальности с целью  формирования у студентов необходимых языковых и социальных компетенций. Выполнение эвристических заданий, связанных с усвоением общих правил поведения при трудоустройстве и разработкой  стратегии автопрезентации (резюме, мотивационное письмо, собеседование), позволило студентам активизировать базовые знания и реализовать  творческий потенциал.

 

Открытое практическое занятие Жуковой Юлии Александровны по второму иностранному (английскому) языку

3 мая 2019 на филологическом факультете БГУ состоялось открытое занятие старшего преподавателя кафедры английского языкознания Жуковой Ю.А. по второму иностранному языку (английскому) для студентов 2 курса специальности «Романо-германская филология». Занятие проводилось в форме аудиторного контроля управляемой самостоятельной работы студентов.

Студентам было предложено снять видеоролики продолжительностью 2-5 минут по теме «Студент-филолог БГУ». Основной идеей занятия было предоставить возможность максимального творческого самовыражения с учетом индивидуальных способностей студентов, создание своего творческого продукта. Тема занятия мотивировала студентов подойти к выполнению задания с высоким уровнем энтузиазма и открыть в себе и для себя нечто новое. Студенты сделали свои открытия, увидели результаты, презентовали их аудитории и самостоятельно оценили свою работу. Все видеоролики отражали различные аспекты жизни студентов-филологов БГУ. Были продемонстрированы умения обучающихся использовать приобретенные знания и исследовательский опыт.

В промежутках между просмотрами видеороликов студентам были предложены ситуации, которые требовали активной поисковой деятельности, а также проблемные вопросы, которые формировали познавательный интерес и выявление еще не изученных, но не менее актуальных проблем для дальнейшей работы. Обмен мнениями активизировал познавательную деятельность студентов, поспособствовал развитию профессиональной и совершенствованию коммуникативной компетенций. По результатам самоанализа и обсуждения была составлена когнитивная карта по тематике занятия. Создание благоприятной атмосферы на занятии способствовало развитию внимания и восприятия, снятию языкового барьера, осмыслению и обобщению полученной информации.

Занятие посетили заведующая кафедрой английского языкознания филологического факультета, преподаватели кафедры, ведущий специалист учебно-методической лаборатории инноваций в образовании и студенты филологического факультета.

Семинар «Гибридное / Смешанное преподавание и обучение»

Семинар «Гибридное / Смешанное преподавание и обучение» в рамках проекта «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства» - PRINTeL (О результатах участия в семинарах-тренингах в университете Йоаннеум, Грац, Австрия) провела старший преподаватель кафедры английского языкознания О.В. Тозик.

В рамках семинара были представлены возможности создания онлайн-курсов и их элементов, а также использования различных инструментов и платформ удаленной подготовки в образовательном процессе (Moodle, Trello, WordPress). Также был сделан обзор подходов по использованию мультимедийных материалов массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), созданию, модерации и внедрению электронных портфолио, обучению студентов в онлайн-среде, разработке и использованию систем управления проектами на групповых занятиях.

Использование смешанных форм обучения позволит преподавателю сократить количество аудиторных часов, повысить вовлеченность студентов, а также качество преподавания и изучения, внести разнообразие в способы коммуникации между участниками процесса. Студенты получат возможность выполнять творческие и практико-ориентированные задания, опыт в использовании мультимедиа, больше аутентичности и независимости, важных в реальном мире, практического опыта. Для университета внедрение гибридного обучения откроет возможности широкого научного сотрудничества, привлечения большего количества иностранных студентов, повышения качества предлагаемых образовательных услуг.

Были отмечены сложности внедрения современных технологий, связанные с недостаточным владением компьютером как среди преподавателей, так и среди студентов, недостаточным техническим оснащением, а также недостаточной мотивацией преподавателей менять традиционные способы обучения, а студентов – тратить больше времени на самостоятельную работу. Было предложено мотивировать и поощрять сотрудников, показывать на практике привлекательность смешанных форм обучения, а также активно консультировать преподавателей по вопросам внедрения новейших информационных технологий.

Открытые занятия по английскому языку ст. преподавателя М. Г. Груздилович

4 апреля 2019 года старший преподаватель кафедры английского языкознания Марианна Григорьевна Груздилович провела открытые практические занятия по английскому языку для студентов 4 курса специальности «Романо-германская (английская) филология» (английский как второй иностранный язык) на тему «Проблемы жизни в большом городе».

Целью данных практических занятий было использование эвристического подхода в развитии и совершенствовании речевых умений и навыков студентов. Перед занятиями студентам было дано задание провести самостоятельный поиск информации по одной из выбранных проблем жизни в большом городе на примере города Минска и создать проект. На занятии студенты представили свои проекты по избранной проблеме: что в Минске уже сделано, а что можно еще сделать, чтобы улучшить качество жизни в нашем городе. Студенты предложили свои пути решения проблем. В ходе представления проектов студенты пользовались инновационно-наглядным приемом “майнд-карты”. После представления проектов состоялось обсуждение выдвинутых проблем – студенты отметили плюсы и минусы предлагаемых путей решения каждой проблемы (всего обсуждалось семь проблем). После обсуждения студентам было предложено представить себя различными категориями граждан города и перечислить проблемы по степени важности в обратном порядке – от седьмой до первой и объяснить, почему они выбрали именно такой порядок. Студенты сами увидели, что список проблем меняется, если на них смотреть с разных позиций.

После этого студенты вообразили, что они являются мэром города Минска и составили приоритетный список проблем как будто с точки зрения мэра: “Что бы вы сделали в первую очередь, а что – во-вторую, если бы были мэром города?” и так далее. При этом студенты объясняли, почему они делают именно такой выбор. В конце занятий студенты создали свой образовательный продукт – “обращение” к мэру города с предложениями решений существующих проблем в городе Минске.

 Чтобы заинтересовать студентов и присутствующих и чтобы атмосфера на занятиях была непринужденной и доброжелательной, в начале занятий все спели красивую песню, которая помогла студентам сформулировать тему занятий. В течение занятий преподаватель провела несколько коротких викторин: о самых больших городах мира в 2018 году, о Минске и о «скайлайнах” (skylines) известных городов мира. В конце занятий студенты креативно нарисовали и свой “скайлайн” Минска – так, как они его видят.

Таким образом, перед занятиями студенты провели активную поисковую деятельность, в том числе они самостоятельно ставили проблемные вопросы по изучаемой теме и искали на них ответы с помощью информационно-коммуникативных технологий. Во время занятий студенты на практике применили инновационный эвристический подход к обучению: они осуществили личностно-значимые открытия окружающей жизни на примере реального объекта; продемонстрировали разнообразие возможных решений жизненных проблем, а также проявили свою творческую самореализацию. В процессе выполнения задания и в течение занятий студенты не только развили свои коммуникативные навыки, но и задумались над проблемами жизни в Минске и попытались найти пути их решения.

Семинар «Видео как образовательный инструмент для преподавателей и студентов»

7 февраля 2019 г. на филологическом факультете (ул. К Маркса, 31) состоялся семинар по инновационным технологиям обучения «Видео как образовательный инструмент для преподавателей и студентов» по результатам участия в проекте ERASMUS+ «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства» – PRINTeL (регистрация МТП в Минэкономики: №2/18/000906 от 18.07.2018).

Спикер семинара доцент кафедры английского языкознания, кандидат филологических наук О. Н. Кулиева прошла обучение на семинарах-тренингах «Video as a learning tool for teachers and students» в Университете Порту (Португалия) в рамках проекта PRINTeL. Организатором семинара выступил филологический факультет БГУ.

Слушатели узнали об особенностях создания видеолекций, типах видеообучения, стилях съёмки и критериях эффективного обучающего видео,  возможностях использования внешнего видеоконтента с готовыми качественными водкастами и о наименее трудозатратных способах создания собственного образовательного видео. Кроме этого, участники семинара познакомились с моделью смешанного обучения «перевёрнутый класс», образовательным методом пре-водкастинга, обсудили сложности их внедрения и изменение роли преподавателя в «перевёрнутом» классе. О.Н. Кулиева поделилась опытом работы на платформе компании-разработчика Panopto, предоставляющей программное обеспечение для записи лекций, показа экрана, потокового видео и управления видеоконтентом, которое часто используется в средах электронного обучения.

В семинаре приняли участие руководители филологического факультета и представители всех кафедр.

Открытое занятие по английскому языку ст. преподавателя М. Л. Савастюк

26 апреля 2019 года в 14:25 в ауд. 414 филологического факультета БГУ состоялось открытое занятие старшего преподавателя кафедры английского языкознания Савастюк М.Л. по английскому языку как основному для студентов 3 курса специальности «Романо-германская (английская) филология». Занятие проводилось в форме аудиторного контроля управляемой самостоятельной работы студентов. В рамках темы «Проблемы молодежи» по аспекту «Практика речи английского языка» студентам было предложено в течение трех недель снять небольшие видеофильмы о жизни молодежи.

Прежде всего, данный вид задания предполагает обучение не определенным знаниям, а развитию умения студентов открывать себя, и, через изучение себя, открывать внешний мир, что является одним из основополагающих принципов эвристического подхода в обучении. Также, безусловно, студенты развивают творческие и коммуникативные способности и навыки говорения на английском языке.

В занятии принимали участие белорусские и иностранные студенты, которые разделились на три творческие команды. После представления и демонстрации фильмов (продолжительность 10 – 15 минут) состоялось обсуждение, в котором нужно было ответить на ряд вопросов и поделиться своими впечатлениями о сьемках фильма, выводами и открытиями о себе и своих сокурсниках, которые они совершили в процессе творческой деятельности, о том, как изменились их взгляды на некоторые аспекты жизни, а также впечатлениями о фильмах других команд.

Поскольку современная молодежь увлечена соцсетями, съемкой видео и фото для них, этот вид задания вызвал у студентов большой интерес, принес много положительных эмоций, благодаря чему стал эффективным средством актуализации и закрепления изученной лексики, снятия языкового барьера при говорении на английском языке. Съемка фильмов имела не только высокий обучающий, но и воспитательный эффект, так как этот вид деятельности научил студентов работать в команде, прислушиваться к мнению друг друга, искать консенсус, сделал группу более сплоченной,  дал возможность посмотреть на себя со стороны, лучше понять не только себя и сверстников, но и другие поколения.

Занятие посетили преподаватели филологического факультета, ведущий специалист учебно-методической лаборатории инноваций в образовании, а также студенты отделения английской филологии. Оно получило высокую оценку, методические разработки, использованные на занятии, было предложено опубликовать на межвузовском портале креативного образования didact.bsu.by.

Мастер-класс Гербик Людмилы Францевны «Культурные коннотации в сопоставительном аспекте»

3 декабря состоялся мастер-класс доцента кафедры прикладной лингвистики Гербик Людмилы Францевны на тему «Культурные коннотации в сопоставительном аспекте» по дисциплине «Страноведение» в группе иностранных студентов магистратуры. На занятиях был использован метод проектов. Проектная деятельность осуществлялась под девизом «Docendo discimus». Студенты представили собственные учебные разработки, которые в дальнейшем могут быть использованы в учебном процессе. Выполняя задание «Собираем словарь», студенты произвели отбор активной лексики, необходимой для раскрытия темы «Природа», составили грамматическую таблицу, которая послужила основой для «выхода в речь», подготовили рассказы о наиболее значимых в русской, белорусской и китайской литературах природных образах, наделенных богатыми культурными коннотациями.

Открытые практические занятия Георгия Константиновича Чеховского по современному белорусскому языку

20 марта на филологическом факультете состоялись открытые практические занятия по современному белорусскому языку, которые провел доцент кафедры современного белорусского языка Георгий Константинович Чеховский. Тема занятий – «Нормы современного белорусского произношения».

Цель занятий – закрепление орфоэпических норм современного белорусского литературного языка.

Достижение этой цели требует решения следующих задач.

Образовательные задачи:

1) обобщение и систематизация знаний студентов о фонетике и орфоэпии как разделах языкознания, о системе гласных и согласных звуков современного белорусского языка, способах их письменного обозначения, соотношениях звукового и буквенного облика слова; формирование знаний о специфике орфоэпических норм современного белорусского литературного языка;

2)  формирование умений определять орфоэпические нормы, пользуясь словарем;

3)  приведение устной речи в соответствие с нормами современного белорусского языка;

4)  актуализация основных правил произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков в собственных и заимствованных словах.

Развивающие задачи:

1) развитие устной речи, мышления, способности к самооценке;

2) развитие умений логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал;

3) совершенствование умений выявлять основные звуковые процессы, выполнять фонетический разбор слова и транскрибировать слова; оценивать собственную и чужую устную речь с точки зрения ее соответствия орфоэпическим нормам современного белорусского языка;

4) совершенствование навыков работы с орфоэпическим словарем и умений находить необходимую информацию из справочной литературы и современных интерактивных источников информации.

Воспитательные задачи:

1)  воспитание уважительного отношения к орфоэпическим нормам белорусского литературного языка;

2)  воспитание чувства глубокой ответственности за чистоту и правильность устной белорусской речи.

Цели, поставленные студентами перед собой.

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, устанавливать задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу конкретного типа.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понять необходимость знаний и умений, которые формируются на практических занятиях (самоопределение и смыслообразование).

Занятия проводились со студентами 1 курса специальности «Белорусская филология».

В процессе проведения занятий создавались учебные ситуации, которые требовали активной поисковой деятельности студентов, в том числе самостоятельной постановки проблемных вопросов по изучаемой теме и поисков ответов на них посредством использования информационно-коммуникативных образовательных технологий – как традиционных, так и новых способов взаимодействия преподавателя и аудитории: беседа, диалог, раздаточные материалы, слайд-презентация, работа с мультимедийным контентом.

Методический смысл введения эвристического разговора заключался в достижении дидактической цели, а именно в том, чтобы включить студентов в новую рефлексивную позицию по отношению к собственным способам осмысления знаний. Центральное место в этой форме организации занятий отводилось не столько контролю над усвоением знаний, сколько обеспечению обратной связи.  Средствами активизации выступали вопросы к аудитории, организация дискуссии с последовательным переходом ее в диспут, что позволило создать условия для возникновения альтернативных научных мыслей, привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определить содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом специфики аудитории.

Вопросы к аудитории (как элементарные, так и проблемные) предназначались не только для проверки знаний, но и для определения уровня лингвистической осведомленности студентов по проблемам орфоэпических норм. Продумывая ответы на поставленные вопросы, студенты самостоятельно приходили к выводам и обобщениям, понимая глубину и важность проблемы, что в свою очередь увеличивает их интерес к материалу и уровень его восприятия. Выбор вопросов для обсуждения осуществлялся в зависимости от степени подготовленности студентов и тех дидактических задач, которые решала аудитория.

Преподаватель не только использовал ответы студентов на вопросы, но и организовал свободный обмен мнениями в интервалах между логичными структурными компонентами занятий, что позволило активизировать познавательную деятельность аудитории и управлять коллективным мнением группы, расставить акценты с целью убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений.

Задания аналитико-творческого характера были связаны с созданием ситуаций научного диспута по проблеме выявления отклонений от литературной орфоэпической нормы и осмысления их причин с использованием культурно-исторических источников.

Актуальной формой организации учебной деятельности (вместе с традиционными парной, индивидуальной, групповой и фронтальной) стало создание собственного «образовательного продукта». Студенты проанализировали современные средства массовой информации на предмет соответствия устной речи орфоэпическим нормам современного белорусского литературного языка, составили реестр аудиоматериалов, записанный на электронные носители.

В качестве домашнего задания студентам было предложено выполнить задания творческо-аналитического характера: прослушать фрагменты устных текстов, затранскрибировать их, сравнить произношение и написание.

Групповое задание на дом предусматривало анализ видеозаписей из цикла «Встречи в БГУ» с Я. Брылём, Н. Гилевичем и Р. Бородулиным с целью определения роли мастеров художественного слова в формировании и развитии орфоэпических норм современного белорусского литературного языка.

Полученные результаты:

Личностные: студенты осознали сигнификативную и перцептивную функции звуков, важность нормативной письменной и устной речи в процессе коммуникации.

Метадисциплинарные: студенты усовершенствовали умения работать с разными источниками информации: текстами учебных пособий, словарями, интернет-ресурсами;

студенты научились получать необходимую учебную информацию из культурно-исторических источников, использовать ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы.

Дисциплинарные: студенты определили основные фонетические процессы, усовершенствовали навыки проведения фонетического разбора и транскрибирования фонетических единиц; научились оценивать собственную и чужую устную речь с точки зрения ее соответствия орфоэпическим нормам современного белорусского языка.

И. В. Таяновская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой риторики и методики преподавания языка и литературы:

  – Инновационным на проведенных занятиях является, в частности, активное обращение к личностному рече-коммуникативному опыту самих студентов, к их профессиональному мнению, включение студентов-первокурсников в процесс обсуждения актуальных проблем современного языкознания в качестве заинтересованных, равноправных коллег. Обоснованным и интересным является привлечение современной лексикографической базы, сведений из экспериментальной фонетики, что содействовало активизации поисково-исследовательского мышления студентов.