Конкурс творческих работ «Выбираю филфак»

С 28 октября по 28 ноября текущего учебного года проводился конкурс творческих работ «Выбираю филфак». Этот конкурс ежегодно проводится среди студентов 4 курса специальности «Белорусская филология», он стал уже традиционным способом творчески поблагодарить родную Alma Mater, а вместе с тем вдохновить будущих абитуриентов на поступление и учёбу на филологическом факультете. В конкурсе приняли участие все студенты выпускного курса (19 человек), задачей которых было в различных формах (стихи, проза, игра слов, литературная обработка известных текстов, синтез текстовых и изобразительных средств и т.п.) создать рекламу филологического факультета. Работы оценивались как по содержанию, так и по форме (в том числе и по их оригинальности) не только самими студентами, но и преподавателями. Результаты конкурса: 1 место – Сокол Татьяна Анатольевна, 2 место – Песоцкий Владимир Анатольевич, 3 место – Тумаш Надежда Фёдоровна.

Поздравляем победителей и всех участников!!

Благодарим студентов за креативность и небезразличие по отношению к родному языку и факультету!!

1 место

2 место

3 место

 

Миссия – жить!

Команда БРСМ филологического факультета заняла 1 место в номинации «Лучшая театральная постановка среди студентов учреждений высшего образования» конкурса антинаркотических постановок «Миссия – жить» Минской городской организации ОО «БРСМ».

Поздравляем!

КУЛЬТУРНАЯ АКЦИЯ «МОЙ РОДНЫ КУТ…» В ЧЕСТЬ ГОДА МАЛОЙ РОДИНЫ В БЕЛАРУСИ

Ноябрь на филологическом факультете начался чередой мероприятий, посвященных Году малой родины в Беларуси. Реализацию культурной акции «Мой родны кут…», инициатором которой выступила кафедра современного белорусского языка, начали студенты младших курсов под руководством доцента А.Л. Садовской

Мощенные камнем улицы Минска, величественные костелы Гродно, старые сады возле Софии в древнем Полоцке… Маленькие городки, тихие деревеньки, где все напоминает о детстве… Люди, создающие ощущение уюта и безопасности… Все это – наша малая родина, места, где живет сердце. Мероприятия в честь года малой родины стали настоящим праздником для всех участников. Это было искреннее стремление узнать больше о разных населенных пунктах Беларуси, рассказать о своем родном уголке и отдать дань уважения земле, которая вскормила…

Студентами первого курса специальности «Славянская филология» был реализован проект «Зямля, на якой пашанцавала нарадзіцца: падарожжа па малой радзіме». С помощью своих мультимедийных проектов и искренних рассказов студенты поделились различными интересными фактами, легендами, своими мыслями о малой родине. Выступления сопровождались незабываемыми эмоциями и выделялись необычным подходом к подаче материала: студенты предложили аудитории подготовленные своими силами видеоролики и презентации, стихи земляков, свои поэтические и прозаические миниатюры.

Леся-Стефания Михалевич с нежностью рассказала о детстве в родном Минске, о людях, которые создали чудесное ощущение счастья, восхищения жизнью. Именно они для Леси-Стефании – ее малая родина. Юлия Шлемен познакомила одногруппников с родным Бобруйском: это было незабываемое путешествие по улочкам и скверам, знакомство с отличительными скульптурными и архитектурными постройками, с интересными привычками жителей города и историей своей семьи. Виктория Янушкевич рассказала историю Гольшан от имени Белой Панны, Владислав Таранович заинтересовал слушателей духовной жизнью Дрогичина, а Нина Мешкова познакомила с особенностями Белоозерска. Марина Кекелева увлекательно рассказала об Уваровичах, а Яна Иванюк и Наталья Карнацевич – о чарующем Минске. Участникам понравились интересные факты о Минске Светланы Дирвук, познавательное сообщение Валерии Леу о Копыле, легенды Минска Елизаветы Шахович. Каждое выступление было неповторимым, креативным и увлекательным.

На базе второго курса специальности «Белорусская филология» была проведена познавательная игра-викторина «Паклон табе, мой родны краю!..». Каждый тур игры был наполнен различными сведениями об известных местах Беларуси, их истории и традициях регионов. В первом туре под названием «Мясціны, якімі можа ганарыцца Беларусь» участники должны были с помощью интересного факта определить место, являющееся настоящей культурной либо исторической ценностью Беларуси. Студенты поделились на две команды: «Гражына» и «Дзяўчынкі з мінулага і Павел». Обе команды с огромным азартом давали ответы на вопросы, но по результатам первого тура команда «Дзяўчынкі з мінулага…» все-таки вырвалась вперед. Второй тур был посвящен памятникам нашей Родины. Он особенно впечатлил студентов, так как у каждого пробудил воспоминания о малой родине. Во втором туре команда «Дзяўчынкі з мінулага…» осталась в лидерах. Далее участникам викторины быи предложены цитаты из произведений, которые известные поэты и писатели посвятили своей малой родине – городам и деревням Беларуси. По результатам игры победу одержала команда «Дзяўчынкі з мінулага і Павел», однако обе команды продемонстрировали глубокие знания по истории и современности своей страны. Участники получили огромное удовольствие от игры, обогащая свой кругозор.

Акция «Мой родны кут…» на филологическом факультете БГУ продолжится до конца ноября.

Семинарские занятия «Становление и развитие методической мысли на Беларуси»

10 октября студенты 1-го и 4-го курсов специальности «Белорусская филология» посетили Национальную библиотеку Беларуси. В рамках Международной выставки «Беларусь и Библия» прошли семинарские занятия по теме «Становление и развитие методической мысли на Беларуси», организованные профессором кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Проскалович Ольгой Владимировной и доцентом Саматыя Ириной Николаевной. Участие в мероприятии приняла заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Таяновская Ирина Владимировна.

Белорусская методика обучения языку и литературе имеет свою историю и богатое наследство. Деятельность Ф. Скорины правомочно рассматривать не только как начало книгопечатания, но и как деятельность, которая заложила основы организации целенаправленного обучения грамоте (чтению и письму).

Белорусский интеллектуал характеризовал «Библию» как основу всех семи освобожденных наук. «Бивлия руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька» служила главной цели – «людем посполитым к доброму научению». Даже заголовок показывает, что современный личностно-ориентированный подход к обучению идет от нашего именитого просветителя.

Ф. Скорина выступает как сильный авторитет, который много знает, а потому и делает. Он обучает всему, что считает нужным, опираясь на свои знания и науку. Это своеобразно высказанное «я» просветителя можно было почувствовать через занимательный рассказ экскурсовода.

Занятия в Музеи книги Национальной библиотеки Беларуси были организованы с использованием методов активной коммуникации, интерактивных и эвристических методов обучения.

Студенты-филологи стали не только слушателями, которые воспринимают информацию, наблюдателями, которые смотрят на уникальные экспонаты, но также активными участниками процесса познания Книги Книг –Библии. Активное и интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, во время которого осуществляется взаимодействие и эмоциональное единство всех участников педагогического общения. Студенты имели возможность проявить и свои креативные способности. В рамках выставочного проекта «Беларусь и Библия» студенты-филологи освоили технику ксилографии, смогли своими руками создать оттиски на бумаге, сделанные из гравюр Скорины. Смогли вообразить себя через фотоснимок самим Франциском Скориной.

Во время музейно-библиотечных занятий произошла творческая встреча с Александром Александровичем Сушей, заместителем директора Национальной библиотеки Беларуси по научной и издательской деятельности, кандидатом культурологии, исследователем и популяризатором наследства Франциска Скорины.

В результате организованного эвристического диалога четверокурсники, которые теперь усваивают методику преподавания языка и литературы, смогли наглядно убедиться в том, что дидактические принципы, заложенные Ф. Скориной, очень современные. При создании учебной литературы для школы используют его приемы: а) презентация новой буквы соответствующим рисунком-ассоциацией; б) использование небольшого формата учебной книги; в) доступность в подачи материала; г) использование переводных и толковых словарей в учебниках по языку; д) подача букв не только в прямом, но и обратном порядке с целью их более быстрого запоминания и др.

У студентов также появилась уникальная возможность познакомиться с факсимильным воссозданием первого в мире «Букваря», белорусского «Букваря». 2018-ый проходит в Беларуси под знаком 400-летия «Букваря». Как отметил Алесь Суша, почти ни у одного из белорусских исследователей раньше не было возможности увидеть уникальное издание своими глазами. На родине ни одного экземпляра не сохранилось: их просто «зачитали до дыр», как часто бывает с учебными изданиями.

Профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Проскалович Ольга Владимировна (кстати, один из участников международного проекта «Букварь») сосредоточила внимание студентов на роли первого «Букваря» в развитии современной букваристики, методики начального обучения.

Проведенные занятия не в привычной обстановке аудитории, а в Музеи книги Национальной библиотеки Беларуси отличаются новизной, междисциплинарностью, направленной на креативное развитие студентов, стимулирование их читательской активности, формирование гордости за достижения и богатые традиции отечественной книжной, методической и академической культуры.

Символично и то, что первокурсники, которые только начинают овладевать культурой академической учебы, смогли познакомиться с храмом знаний, почувствовать ауру этого храма, чтобы в течение своих студенческих лет находить там современные знания и вдохновение на их применение в будущей профессии – белорусского филолога.

 

 

Студентки филологического факультета покорили Межуниверситетский поэтический форум

16 ноября в зале факультета журналистики прошел финал Межуниверситетского поэтического форума.

Студенты соревновались в двух номинациях: «Автор» и «Чтец». Предварительно конкурсанты прошли отборочные этапы, по итогам которых в финал от филологического факультета в категорию «Автор» прошел Воронцов Никита, а в категорию «Чтец» ‒ Иванчикова Юлия, а также активистки Творческого союза филологического факультета Анисова Арина и Дубровская Марьяна. В категории «Чтец» второе место было присуждено Анисовой Арине со стихотворением Эдуарда Асадова «Артистка». В этой же категории первое место и звание победителя досталось Дубровской Марьяне, первокурснице нашего факультета, со стихотворением «Здравствуйте, мне 17»  Владимира Листомирова.

Гордимся нашими студентками и ждем от них новых побед!

Встреча студентов с представителями компании ООО «Бел Хуавэй Технолождис»

24 октября 2018 г. в 14.25 (ауд.113) кафедра китайской филологии организовывает встречу студентов старших курсов специальности «Восточная (китайская) филология» с представителями компании ООО «Бел Хуавэй Технолождис», которая является лидером белорусского рынка по поставкам телекоммуникационных систем, сетей и телекоммуникационного оборудования, а также первым резидентом Белорусско-Китайского индустриального парка «Великий Камень».

Цель мероприятия – презентация компании ООО «Бел Хуавэй Технолождис» для организации прохождения студентами филологического факультета БГУ производственной практики и стажировок с последующим устройством на работу. 

План встречи:

1) Вступительное слово HR- директора, показ видео о международной корпорации «Хуавэй» глобально, а также о белорусском офисе.

2) Выступление высококвалифицированного специалиста о знаниях и качествах, необходимых для работы в компании «Хуавэй» (PR специалист, специалист по продажам, специалист центра исследований)

3) Выступление HR специалиста с презентацией программ практик и стажировок для студентов специальности «Восточная (китайская) филология».

4) Заполнение резюме для участия в конкурсе на прохождение интерншип-программы заинтересованными студентами.

Ежегодный конкурс творческих работ студентов «Культурное наследие античности и современность»

Приглашаем студентов всех факультетов БГУ к участию в ежегодном конкурсе творческих работ студентов «Культурное наследие античности и современность». Конкурсанты могут присылать стихотворные переводы, эссе, стихотворения, рисунки, плакаты, коллажи и другие работы на античную тематику. Творческие работы принимаются до 1 декабря на кафедре классической филологии филологического факультета БГУ (ул. К. Маркса, 31, каб. 208) или по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Конкурс направлен на популяризацию и изучение античного наследия, а также выявление его влияния на европейскую и белорусскую культуру.

Организаторами конкурса выступают кафедра классической филологии БГУ и ОО «Союз женщин БГУ».

Выставочный проект "Беларусь и Библия"

10 октября студенты 3 и 4 курсов специальности «Романо-германская (итальянская) филология» посетили выставочный проект "Беларусь и Библия" в Национальной библиотеке Беларуси, в рамках которого состоялась лекция доцента кафедры зарубежной литературы Галины Вениаминовна Синило "Современный русский перевод Песни Песней". Такие лекции очень полезны для всех, кто интересуется проблемами экзегезы и герменевтики, культурологии и литературного перевода, а также других областей гуманитарного знания. Студенты-итальянисты с восторгом и интересом слушали лектора, проникая в глубину смыслов этого замечательного произведения.

 

Студенты филологического факультета на Республиканском научно-практическом семинаре

В целях усиления духовно-нравственных основ работы с учащейся молодежью в ходе высшей профессиональной подготовки, а также ее методической направленности студенты филологического факультета БГУ приняли участие в Республиканском научно-практическом семинаре по проблемам духовно-нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа (с учетом регионального социокультурного кластера). Мероприятие состоялось 24 октября 2018 г. на базе Национальной библиотеки Беларуси, в Зале образовательных технологий.

Участие студентов в данном мероприятии организовала кафедра риторики и методики преподавания языка и литературы, сотрудники которой регулярно выступают в качестве консультантов инновационных проектов по актуальным вопросам развития образования, в том числе – по внедрению модели становления и развития исследовательской компетенции учащихся на основе духовного и культурного наследия.

В рефлексивных откликах студенты поделились своими яркими впечатлениями о семинаре:

“Мы услышали о морально-этическом воспитании человека, его духовном развитии и методах работы с детьми в учебных заведениях. Семинар оказался очень увлекательным, полезным и познавательным для нас”.

“Я благодарна организаторам за такую возможность прикоснуться к знаниям о духовной культуре нашего народа. Прекрасные презентации, умные люди и волнующее ощущение момента прикосновения к истории сделали это участие замечательным”.

Научная стажировка студентов специальности «Классическая филология» в Варшавском университете

Третий год подряд студенты-классики филологического факультета БГУ проводят в мае академические «каникулы» в Варшаве. Эти научные стажировки – результат уже ставшего постоянным сотрудничества кафедры классической филологии БГУ с факультетом «Artes liberalеs» («Свободные искусства») Варшавского университета и международным проектом «Our Mythical Childhood… The Reception of Classical Antiquity in Children’s and Young Adults’ Culture in Response to Regional and Global Challenges» («Наше мифическое детство… Рецепция античности в детской и молодежной культуре как ответ на региональные и глобальные проблемы»). Как и ранее, эта поездка принесла не только образовательный опыт. Студенты привезли в Беларусь и более свежий взгляд на привычные занятия, и заразительный энтузиазм зарубежных коллег.

Попасть в Варшаву в качестве гостей факультета «Artes liberalеs» – большая удача. Ведь это возможность примерить на себя – пусть и на недолгое время – иную систему образования. Те самые дисциплины, которые ежедневно изучаются в рамках специальности «Классическая филология», предстают под другими, иногда неожиданными, ракурсами. Это помогает взглянуть на свои знания вне привычных рамок. Опыт зарубежной стажировки, безусловно, дает возможность расширить свои академические горизонты: новыми техниками, новыми подходами или новым форматом.

Деятельность студентов на стажировке была разнообразной. От лекционных и семинарских занятий на факультете или работы над собственными дипломными проектами в уютной библиотеке университета – до довольно интенсивной недели научно-практической конференции «The Present Meets the Past» («Современность встречается с прошлым»). Проект «Наше мифическое детство…» в этом году функционировал именно в таком формате: более камерном, но отнюдь не менее насыщенном.

На заседаниях секций конференции студенты узнавали не только о влиянии текстов Светония на молодежные комиксы о Калигуле или Нероне, о культурной матрице Камеруна либо об истории неопубликованного в коммунистические времена перевода «Метаморфоз» Овидия. Отдельные практические занятия были посвящены древнегреческим танцам и созданию собственных черно- или краснофигурных ваз на бумажном шаблоне. А заседание на тему «Mythology and Autism» («Мифология и аутизм») вообще прошло в кафе, которое открыли люди с аутизмом и с помощью которого они обеспечивают собственную финансовую самостоятельность; разговор там шел о том, как, например, мифы о Геракле помогают во время психотерапии работать с агрессией мальчиков-подростков. Студентам также повезло не только присутствовать на презентации новой анимированной вазы британского проекта «Panoply Vase Animation Project», но и получить инсайд от руководства Национального художественного музея Варшавы, как будут выглядеть залы, посвященные Древней Греции и Риму, которые сейчас реставрируются.

Для студенческой секции конференции студенты-классики из БГУ, наверное, самые младшие из постоянных участников, готовили персональные выступления на английском языке, темы которых демонстрировали рецепцию античности современной белорусской молодежью: «Латинские надписи как элементы античной и современной культуры» (А. Тихонович и Н. Мужило), «Ожившие классические мифы в творчестве современного белорусского графика Романа Сустова» (Е. Леончик), «Научная фантастика, музыка, античная астрономия: их влияние на белорусскую молодежь» (Е. Пипко) и «Античные корни социального активизма» (А. Герус). Особенно приятными были комплименты и ободрения от известных исследователей, обращавшихся по-латински с благодарностью не только за презентации, но и за сказаную студентами на латинском языке приветственную речь.

Студенческая научная стажировка такого рода – это не только возможность зарядиться научным энтузиазмом или узнать, чем живут иностранные исследователи, но и отличный шанс проверить свои знания и наконец узнать, что их качество не уменьшается и не исчезает со сменой места твоей геолокации.

Отчетно-выборное собрание студенческого актива БРСМ

22 октября 2018 года на филологическом факультете состоялось отчетно-выборное собрание студенческого актива БРСМ. Были подведены итоги работы Комитета за 2017 – 2018 год. Прошедший учебный год стал для нашего факультета продуктивным на творческую деятельность и победы.

Кроме того, на собрании состоялись выборы секретаря и Комитета БРСМ. Путем открытого голосования и единогласным решением секретарем БРСМ филологического факультета была избрана студентка 2 курса романо-германской (английской) филологии Мария Титова.

По итогам собрания был сформирован Комитет, в который вошли студенты, сумевшие проявить себя с самых первых дней учебы в БГУ, готовые к новым начинаниям и победам!