Конкурс видеороликов «Моя учеба на филологическом факультете БГУ»

С 1 по 15 сентября 2019 г. кафедра английского языкознания осуществляет прием конкурсных работ и заявок  на участие в Конкурсе видеороликов  «Моя учеба на филологическом факультете БГУ». С Положением о проведении Конкурса можно ознакомить здесь.

К участию в Конкурсе приглашаются студенты 1 и 2 курсов специальности 1-21 05 06 «Романо-германская (английская) филология». Участниками Конкурса могут быть как отдельные авторы, так и авторские коллективы. Участие в данном мероприятии бесплатное. Представленные работы оцениваются комиссией, состоящей из преподавателей кафедры английского языкознания филологического факультета БГУ.

Конкурс проводится в заочной форме.

Международный конкурс среди студентов по китайскому языку «Китайский язык Мост»

Поздравляем  Чабан Александру Александровну, студентку 4 курса филологического факультета специальности “Восточная (китайская) филология», которая стала победителем Белорусского отборочного тура 18-го Международного конкурса среди студентов по китайскому языку «Китайский язык Мост».

11 мая 2019 года под эгидой Посольства Китайской Народной Республики в Республике Беларусь состоялся Белорусский отборочный тур 18-го Международного конкурса среди студентов по китайскому языку «Китайский язык Мост», в котором приняли участие двенадцать студентов из различных учреждений высшего образования Республики Беларусь. В данном мероприятии на протяжении многих лет активно участвуют и студенты филологического факультета БГУ специальности «Восточная (китайская) филология», добиваясь высоких результатов. И этот год не стал исключением: Чабан А.А. на трёх этапах конкурса (лингвострановедение Китая, устное высказывание на предложенную тему, художественный номер) продемонстрировала прекрасное знание китайского языка и культуры, а также свои творческие способности.  Интеллектуально-креативным тренером победителя  выступила преподаватель кафедры китайской филологии Космачёва О.М.

Мероприятие, приуроченное ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина

В четверг 6 июня, следуя давно сложившейся традиции на филологическом факультете БГУ, было проведено мероприятие, приуроченное ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина. Поэтическая встреча прошла у памятника А.С. Пушкину на набережной реки Свислочь в г. Минске в теплой атмосфере юности, творчества и поэзии.

Открыла мероприятие зав. кафедрой русской литературы БГУ Людмила Леонидовна Авдейчик, которая рассказала о праздновании 220-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина, еще раз обратив внимание студентов на масштаб личности поэта, его роль в культуре как основоположника современного русского языка, а также значение в мировой литературе.

Далее прозвучали стихотворения А.С. Пушкина на русском, белорусском, туркменском, французском языках в исполнении студентов из Беларуси, Китая, Туркменистана. Настоящим украшением стало чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» студенткой 2-го курса специальности «Романо-германская филология» Марией Уткевич на французском языке. После прочтения стихотворений студенты и преподаватели торжественно возложили 22 розы к подножию памятника поэту.

На мероприятие были приглашены и приняли участие также представители Россотрудничества. Наталья Илларионовна Ипатьева, руководитель образовательных проектов, особо отметила необходимость подобных встреч и их особое значение в культурном общении братских народов.

Все участники мероприятия выразили свое восхищение и надежду на дальнейшие встречи в подобном формате!

СТУДЕНТКА БГУ ПОЕДЕТ В ИТАЛИЮ НА МОЛОДЕЖНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

9 апреля 2019 г. кафедра романского языкознания БГУ в сотрудничестве с Детским кинофестивалем Джиффони (Италия) в феврале-марте 2019 провела конкурс на участие в кинофестивале среди студентов старших курсов итальянского отделения. Для участия студенты прошли отборочный тур, на который предоставили письменные работы и проанализировали фильмы, а вышедшие в финал – беседовали с членами отборочной комиссии, в которую от БГУ входит доцент кафедры романского языкознания, кандидат философских наук М.В. Салеева. В ходе встречи конкурсанты рассуждали на темы истории, культуры Италии и Беларуси на английском и итальянском языках.

Победительницей по итогам финальной встречи, которая состоялась 6 апреля, стала студентка 3 курса Алена Бурдукова. Летом она отправится на кинофестиваль в Джиффони в качестве члена молодежного жюри, которое будет обсуждать фильмы с режиссерами и актерами, приезжающими на фестиваль. По итогам обсуждений молодежное жюри голосует и выбирает лучший фильм.

Международный фестиваль детского и юношеского кино в г. Джиффони (Италия) “Giffoni Film Festival” – это ключевое летнее культурное событие для детей и юношества Италии. Фестиваль проходит под патронажем Президента Итальянской Республики. Среди официальных спонсоров мероприятия – ведущие итальянские телеканалы. В качестве участников и гостей фестиваля в разные годы были маститые актеры и режиссеры, среди которых немало громких имен (Мэрил Стрип, Никита Михалков, Джон Войт, Сабрина Ферилли, Рауль Бова, Денни Де Вито, Ричард Гир и др.). В этом году впервые участником фестиваля станет студентка БГУ. Мы надеемся, что, вернувшись с фестиваля, Алена поделится со студентами филфака своими впечатлениями и расскажет о новейших тенденциях мирового молодежного кино.

Весенний фестиваль русского языка

23 мая на филологическом факультете БГУ прошёл Весенний фестиваль русского языка. Иностранные студенты, магистранты и стажёры из Китая и Узбекистана представили презентации о своей жизни и учёбе в Беларуси и выступили с творческими номерами. На сцене звучали песни и стихи на русском языке, исполнялись национальные танцы.

Мероприятие посетили заместитель декана по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам О.П. Кричко, заведующая кафедрой теоретического и славянского литературоведения Т.А. Морозова, методист по работе с иностранными студентами Т.И. Мисько, преподаватели факультета.

После завершения концертной программы участников и организаторов фестиваля поздравили заместитель декана по работе с иностранными студентами П.И. Навойчик и заведующая кафедрой прикладной лингвистики О.М. Дорогокупец-Новицкая. Они отметили важность системной работы преподавателей факультета по социокультурной адаптации студентов и выразили надежду, что проведение Весеннего фестиваля русского языка станет доброй ежегодной традицией.

За активное участие в мероприятии выступавшие были награждены благодарностями декана филологического факультета и почётными грамотами.

 

Из храма науки в храм искусства

Студенты филологического факультета БГУ (ІІ курс, «Белорусская филология») посетили Национальный художественный музей Республики Беларусь. В это время демонстрировалась выставка произведений знаменитого Сальвадора Дали. Ему принадлежит высказывание: «Трудно привлечь к себе внимание, даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час».

Организатором мероприятия выступил куратор академической группы доцент Запрудский Игорь Николаевич.

Награждение победителей XXV Республиканского конкурса научных работ студентов

30 мая 2019 г. на филологическом факультете состоялось награждение победителей XXV Республиканского конкурса научных работ студентов.

Дипломами Министерства образования Республики Беларусь были награждены авторы научных работ первой категории:

Бортник Илона Александровна (выпускник магистратуры) за научную работу «Музыкальный дискурс в романах “Улисс” Дж. Джойса и “Ненасытимость” С.И. Виткевича» (науч. рук. – Ламеко Н.В.);

Герус Ангелина Сергеевна (магистрант) за научную работу «Мастацкая культура біблійнай парафрастыкі ў шматмоўнай літаратуры Беларусі XVI–XVII стст.» (науч. рук. – Некрашевич-Короткая Ж.В.);

Гулак Доминика Олеговна (выпускник) за научную работу «Нацыянальнае і ўніверсальнае ў цыкле раманаў Л. Эрдрыч “Трылогія справядлівасці”» (науч. рук. – Бутырчик А.М.);

Жилинская Елена Валерьевна (магистрант) за научную работу «Мифопоэтика романа Б. Окри “Голодная дорога”» (науч. рук. – Бутырчик А.М.);

Русецкая Дарья Викторовна (магистрант) за научную работу «Метафора theatrum mundi в драматургии С. Беккета» (науч. рук. – Ламеко Н.В.);

Шилова Анастасия Вячеславовна (выпускник) за научную работу «Метонимия и синекдоха в античных риториках» (науч. рук. – Прокопчук О.Г.).

Грамотами за успехи в НИРС были награждены авторы научных работ второй и третьей категорий:

Мелех Елизавета Андреевна (магистрант) за научную работу «Деконструкция классического сюжета в драматургии Х. Мюллера» (2-я категория; науч. рук. – Леонова Е.А.);

Пипко Евгений Александрович (магистрант) за научную работу «Фразеологизмы евангельского происхождения в русском и английском языках» (2-я категория; науч. рук. – Кириченко А.В.);

Рубцова Мария Сергеевна (выпускник) за научную работу «Канцэпт ‘шчасце’ ў моўнай карціне свету беларусаў» (2-я категория; науч. рук. – Садовская А.Л.);

Рыдлевская Анастасия Сергеевна (магистрант) за научную работу «Художественный универсум романов С. Жермен “Книга ночей” и “Янтарная ночь”» (2-я категория; науч. рук. – Борисеева Е.А.);

Таран Елизавета Андреевна (магистрант) за научную работу «Слово и молчание в романах И. Бахман “Малина” и П. Хандке “Страх вратаря перед одиннадцатиметровым”» (2-я категория; науч. рук. – Гронская О.Ч.);

Тихонович Алина Юрьевна (выпускник) за научную работу «Глагольно-именные описательные выражения евангельского происхождения в русском и английском языках» (2-я категория; науч. рук. – Кириченко А.В.);

Ярось Елена Анатольевна (выпускник) за научную работу «Экспликация субъекта высказывания в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” и его переводах на английский язык» (3-я категория; науч. рук. – Долбик Е.Е.).

Авторы научных работ первой категории получили право опубликовать статью в сборнике научных работ студентов Министерства образования Республики Беларусь, а также выдвинуть свою кандидатуру на поощрение специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

В XXV Республиканском конкурсе научных работ студентов от филологического факультета приняло участие 14 человек, предоставивших конкурсные работы на научные секции «Иностранный язык и литература. Методика и психология преподавания иностранных языков»; «Педагогика, теория и методика обучения и воспитания. Социальные проблемы воспитания. Информационные технологии в образовании. Воинское обучение и воспитание»; «Филология, языкознание, литературоведение. Литература как отражение национально-духовного развития белорусского народа. Журналистика».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ТВОРЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»

С февраля по апрель 2019 г. студенты 4-го курса специальности «Белорусская филология» проверяли свои теоретические знания и умения передавать их ученикам на педагогической практике в учреждениях общего среднего образования.

Практика была организована на базе двух филиалов кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы филологического факультета – ГУО «СШ № 4. г. Минска» и ГУО «Гимназия с белорусским языком обучения № 23 г. Минска», в учреждениях образования г. Минска: «Гимназия № 31», «Гимназия № 42 лауреата Нобелевской премии Ж. И. Алферова», «Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки», «СШ № 20», «СШ № 125» и ГУО «Крайская базовая школа Ивацевичского района Брестской области».

После непродолжительной адаптационной практики четверокурсники определились с выбором классов в соответствии со своими интересами и потребностями: кому-то была ближе работа с младшими учащимися, кто-то пошёл в те классы, где в соответствии со школьной программой возможна апробация материалов дипломной работы. Самое главное, что все ощутили себя востребованными.

Например, в школе ГУО «СШ № 125 г. Минска» под руководством опытного творческого учителя Кремень Жанны Анатольевны работали Юнцевич Анастасия, Воряхова Юлия, Голубкова Сюзанна. Они заявили о себе как те, кто способен ответственно и творчески подойти к сложной работе с подрастающим поколением. На уроках это были не те порой молчаливые студенты, которых на практических занятиях иногда трудно было “разговорить”. Это заинтересованные будущие специалисты, которые могли влиять на детей, прививали любовь к предмету.

Четверокурсники активно включались в организацию внеклассной работы по белорусскому языку и литературе. Так, в Республиканской гимназии-колледже при Академии музыки молодой учитель Ирина Викторовна Чернявская присоединила практикантов Тумаш Н.Ф., Шляхтину М.В., Песоцкого В.А. к проведению таких интересных мероприятий, как «Игра в Майнкрафт по-белорусски», признания в любви к Родине, городу, языку.

В ГУО «Гимназия с белорусским языком обучения № 23 г. Минска» проходили практику Лысюк А.В. и Сокол Т.А. Они заслужили высокую оценку от учителей Пискун Ирины Сергеевны и Мачель Елены Леонтьевны. Девушки-студентки принимали активное участие в проведении брейн-ринга «Белорусская копилка» между 11 и 8 классами и других гимназических мероприятий.

Кроме того, Алина Лысюк была включена в экспериментальную работу по апробации материалов по методике белорусского языка для 8-го класса. Это свидетельствует об успешном воплощении в жизнь необходимых и значимых исследовательских функций педагогической практики.

.

HISTORY AROUND US: НОВЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ ФИЛЬМ СТУДЕНТОВ-КЛАССИКОВ

С 22 по 26 мая 2019 г. на базе факультета «Artes Liberales» Варшавского университета в рамках крупного международного научного проекта «Our Mythical Childhood… The Reception of Classical Antiquity in Children’s and Young Adults’ Culture in Response to Regional and Global Challenges» (страны-участники: Польша, Австралия, Великобритания, Камерун, Израиль) состоялась международная конференция «OUR MYTHICAL HISTORY (Children’s and Young Adults’ Culture in Response to the Heritage of Ancient Greece and Rome)». 22 мая на заседании конференции были подведены итоги «Общепольского конкурса фильмов, посвященных античной культуре, в рамках проекта “Our Mythical Childhood…”» и в порядке внеконкурсного участия представлен новый обучающий фильм белорусских студентов на английском языке «History around us» («История вокруг нас»).

Фильм является совместным проектом студентов второго курса специальности «Классическая филология» филологического факультета БГУ и Минского государственного медицинского колледжа. В качестве руководителя проекта со стороны БГУ выступила старший преподаватель кафедры классической филологии Юлия Сединина-Барковская, со стороны колледжа ̶ выпускница специальности «Классическая филология» филологического факультета БГУ, преподаватель Минского государственного медицинского колледжа Екатерина Касьян.

В проекте «Our Mythical Childhood…» студенты постарались использовать творческие навыки, которые могут пригодиться в их профессиональной деятельности. Сами студенты отметили, что участие в работе над проектом дало им коммуникативный опыт, научило принимать нетривиальные решения, способствовало развитию креативности.

Античные образы не просто знакомы всем нам с детства, но даже сопровождают нашу повседневную жизнь. Центральным персонажем фильма стал Гай Юлий Цезарь, несомненно, культовая фигура в европейской истории и культуре. Фильм в игровой форме демонстрирует, как реальная история постепенно мифологизируется, а в обыденном сознании часто видоизменяется почти до неузнаваемости. Проект преследовал цель путем включения студентов в эвристический поиск активизировать их творческое мышление, выработать способность перенести знания и умения, полученные на занятиях по латинскому и древнегреческому языкам, истории Древнего Рима, античной мифологии и литературе, в новую нестандартную ситуацию создания художественного объекта.

Участникам международной конференции в Варшаве работа белорусских студентов показалась интересной и необычной. Фильм получил высокую оценку как преподавателей Варшавского университета, так и зарубежных участников конференции. Много теплых слов в адрес команды из Минска прозвучало из уст координатора проекта «Our Mythical Childhood…», профессора факультета «Artes Liberales» Варшавского университета Катажины Мартиняк (Katarzyna Marciniak). Профессор Маркус Янка (Marcus Janka) (Институт классической филологии, Мюнхенский университет, Германия) так охарактеризовал работу минских студентов: «Ролик был очень живой и интересный, доступный и понятный. Стиль фэнтези был отличным решением для перехода к античной истории». Также профессор М. Янка и его коллега по Институту классической филологии профессор Вильфред Штрох (Wilfried Stroh) отметили как сильную сторону белорусского фильма привлечение отрывков из произведений античных писателей на языке оригинала (латинском и древнегреческом). Высокую оценку получила и художественная сторона фильма. Мирослав Казьмерчак (Mirosław Kaźmierczak), режиссер, фотограф, сотрудник пресс-службы Варшавского университета, один из членов жюри «Общепольского конкурса фильмов, посвященных античной культуре, в рамках проекта “Our Mythical Childhood…”» отметил, что белорусские студенты уверенно пользуются современными компьютерными технологиями и спецэффектами, а также особенно подчеркнул выстроенное кадрирование и удачное музыкальное решение фильма.

Исследователям из разных стран фильм демонстрировался с субтитрами на английском, латинском и древнегреческом языках. Специально для белорусских зрителей была подготовлена версия фильма с субтитрами на русском языке и литературными переводами цитат античных авторов.

Студенты специальности «Классическая филология» филологического факультета БГУ уже не первый год принимают участие в проекте «Our Mythical Childhood…». «History around us» стал вторым фильмом белорусских студентов в рамках участия в проекте. В прошлом году студенты первого и пятого курсов специальности «Классическая филология» выпустили фильм «Myths around us» («Мифы вокруг нас»). В этом исследовании студенты проанализировали, какие ошибки совершаются при выборе для фирм и торговых марок названий, основанных на классических мифах. Перед камерой студенты перевоплотились в древнегреческих богов и героев, которые старались предотвратить опасность, нависшую над людьми. Фильм был представлен на заседании Our Mythical Workshops II, который состоялся с 14 по 20 мая 2018 г. на базе Варшавского университета. Юлия Сединина-Барковская также выступила руководителем проекта, а студентка пятого курса Екатерина Касьян попробовала свои силы в качестве режиссера и оператора фильма. В этом году интеллектуальное и творческое сотрудничество кафедры классической филологии и одной из самых креативных выпускниц 2018 г. успешно продолжилось.

 

 

Педагогическая практика – 2019: ракурсы творческого опыта глазами студентов (специальности «Русская филология» и «Славянская филология»)

По итогам педагогической практики (февраль – апрель 2019 года) состоялся научно-методический круглый стол, посвященный важным аспектам и значению педагогической практики в профессиональной подготовке филолога. В мероприятии приняли участие студенты специальностей «Русская филология» и «Славянская филология». Участники круглого стола, организованного кафедрой риторики и методики преподавания языка и литературы филологического факультета, поделились опытом, который они приобрели во время педагогической практики, обсудили проблемные вопросы, существующие в современной школе и помогающие наметить перспективы ее развития, отметили большую роль педагогической практики в профессиональном становлении и творческой самореализации студентов-филологов.

В частности, Рагель Ксения обратила внимание на особенности работы с современными детьми и проанализировала эффективность различных научно-методических разработок по русскому языку. Петрова Екатерина рассказала о видах работы, которые она применяла на уроках русской литературы. Корчашкина Дария затронула темы связи педагогики школы с музейной педагогикой, профессионализма современного учителя и управления вниманием класса. Леган Тихон поднял вопрос поиска индивидуального подхода к тем учащимся, для которых основным источником материала для написания творческих работ является Интернет, и коснулся проблемы оценивания уровня знаний, умений и навыков таких школьников. Чередник Екатерина рассказала о своем опыте взаимодействия с родителями некоторых учащихся и об особенностях работы по новому учебнику русского языка для 8-го класса. Виктория Беляева поделилась опытом проведения уроков по одной теме, но в нескольких классах и с разным уровнем подготовки учащихся. Бонюхова Елизавета обратила внимание на специфику работы при преподавании русского языка как иностранного. Елена Мартинкевич подчеркнула, что практика имеет большое значение даже для тех студентов, которые уже работают в школах учителями, потому что ценные советы руководителя практики помогают совершенствовать уроки.

Все участники круглого стола отметили, что педагогическая практика подарила им много положительных эмоций как от общения с учащимися и учителями, так и от понимания того, что быть учителем – это хотя и не очень легко, но интересно.

 

Приглашаем на Весенний фестиваль русского языка!

23 мая в 16.00 в актовом зале филологического факультета БГУ состоится Весенний фестиваль русского языка.

Иностранные студенты и магистранты выступят с вокальными и танцевальными номерами, прочитают любимые стихи русских поэтов и покажут красочные презентации о своей жизни в Беларуси.