Сервисы

Таяновская Ирина Владимировна
Телефон
+375 17 249-13-65
Адрес г. Минск, ул. К. Маркса, 31, ауд.59,
Адрес 220030
Должность:
доктор педагогических наук, профессор

Высшее учебное заведение, которое закончила, специальность: Белорусский государственный университет, филологический факультет; специальность «Русский язык и литература» (1993).



Научные отрасли, в которых работает и может выступать в качестве эксперта, оппонента: риторика научной речи, теория и методика обучения русскому языку в учреждениях общего среднего образования.


Название кандидатской диссертации, год защиты, научный руководитель: "Обучение устному научному сообщению в VI-VII классах общеобразовательной школы (учебное сообщение; научно-популярное сообщение)", 1998; научный руководитель - доктор педагогических наук профессор Мурина Л. А.).


Название докторской диссертации, год защиты: «Эвристически ориентированная лингвометодическая система развития учебно-коммуникативной текстообразующей компетенции учащихся (5–11 классы)», 2021.


Количество научных публикаций - более 260.


Профиль в Академии Google

COM_CONTACT_EMAIL
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Основные научные и научно-методические публикации:

Таяновская, И.В. Лингвометодические основы развития учебно-коммуникативных текстообразующих умений школьников на уроках русского языка в 5-10 классах.- Минск: РИВШ, 2006. - 274 с.

Риторика: курс лекций / Л. А. Мурина, Т. В. Игнатович, Т. В. Мальцевич, Т.В. Рубаник, И. В. Таяновская [и др.]. - Минск: БГУ, 2002.- 175 с.

Практикум по истории риторики: учеб.-метод. пособие для студентов филол. специальностей ун-та / Л. А. Мурина, Т. В. Игнатович, И. В. Таяновская, С. А. Шантарович. - Минск: БГУ, 2000. - 106 с.; 2-е изд. - Минск: Изд. центр БГУ, 2003. - 164 с.

Практикум по теории риторики: учеб.-метод.пособие для студентов филологич. специальностей ун-та / Л. А. Мурина, Т. В. Игнатович, И. В. Таяновская. - Минск: БГУ, 2002. - 98 с.; 2-е изд. - Минск: Изд. центр БГУ, 2003. - 126 с.

Формы контроля самостоятельной работы студентов по риторике: учеб.-метод. пособие для преп. и студентов гуманитар. ф-тов ун-та / Л. А. Мурина, Т. В. Игнатович, Т. В. Мальцевич, О. В. Проскалович, И. В. Таяновская [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГУ, 2003. - 99 с.

Материалы для контроля самостоятельной работы студентов по дисциплинам риторико-методического профиля: учеб.-метод. пособие / Ф. М. Литвинко, Л.Н. Гамезо, В. Ю. Дылевская, Т. Е. Зыль, И. В. Таяновская [и др.]; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 2009. -113 с.

Русский язык: Культура устной и письменной речи: учеб. для 6 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. средн. образ. с русск. яз. обучения / Л. А. Мурина, Т. Н. Волынец, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаенко, И. В. Таяновская. -  Минск: Оракул, 2003. - 255 с.

Русский язык: Культура устной и письменной речи: учеб. для 6 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. средн. образ. с бел. яз. обучения / Л. А. Мурина, Т. Н. Волынец, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаенко, И. В. Таяновская. - Минск: Оракул, 2003. - 238 с.

Русский язык: 6 класс: пособие для учителей эксперим. школ / Ф. М. Литвинко,  Л. А. Мурина, Г. И. Николаенко, И. В. Таяновская. - Минск: НИО, 2000. - 163 с.

Русский язык в 6-м классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования с рус. яз обучения / Ф. М. Литвинко, Л. А. Мурина, Г. И. Николаенко, И. В. Таяновская. - Минск: Народная асвета, 2006. - 201 с.

Русский язык в 7-м классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования с рус. яз обучения / Ф. М. Литвинко, Л. А. Мурина, Г. И. Николаенко, И. В. Таяновская. - Минск: Народная асвета, 2005, 2006. - 222 с.

Русский язык: Культура устной и письменной речи: учеб. для 8 кл./ Е. Е. Долбик, М. И. Конюшкевич, Ф. М. Литвинко, Л. А. Мурина, И. В. Николаенко (Таяновская) [и др.].  - Минск: ООО  «Оракул», 1998. - 286 с.

Русский язык: Культура устной и письменной речи: учеб. пособие для 8 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. средн. образ. с бел. яз. обучения / Е. Е. Долбик, Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаенко, И. В. Таяновская, П. П. Шуба. - Минск: Народная асвета, 2004. - 205 с.

Русский язык: Культура устной и письменной речи: учеб. пособие для 8 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. средн. образ. с рус. яз. обучения / Е. Е. Долбик, Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаенко, И. В. Таяновская, П. П. Шуба. - Минск: Народная асвета, 2004. - 239 с.

Русский язык: Культура устной и письменной речи: учеб. для 9 кл. общеобразоват. школ с рус. и бел. яз. обучения  / Л. А. Мурина, П. П. Шуба, Ф. М. Литвинко, Е. Е. Долбик, И. В. Николаенко (Таяновская) [и др.] - Минск: ООО «Оракул», 1999. - 285 с.

Русский язык: Культура устной и письменной речи: 9 кл.: эксперимент. учеб. для школ с русск. яз обучения / Л. А. Мурина, Е. Е. Долбик, Ф. М. Литвинко,  И. В. Таяновская, Г. И. Николаенко, П. П. Шуба. - Минск: Адукацыя і  выхаванне, 2002. - 140 с.

Русский язык: Культура устной и письменной речи: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с бел. и рус. яз. обучения / Е. Е. Долбик, М. И. Конюшкевич, Ф. М. Литвинко, Л. А. Мурина, Г. И. Николаенко, И. В. Таяновская, П. П. Шуба. - Минск: Народная асвета, 2005. - 238 с.

Русский язык: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с белорус. и рус. яз. обучения / Е. Е. Долбик, Т. В. Игнатович, В. Л. Леонович, Ф. М. Литвинко,  Л. А. Мурина,  И. В. Таяновская. - Минск: Народная асвета, 2005. - 230 c.

Русский язык: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с белорус. и рус. яз. обучения / Е. Е. Долбик, Ф. М. Литвинко, Л. А. Мурина, В. Л. Леонович, И. В. Таяновская. - Минск: Народная асвета, 2005. - 230 c.

Русский язык: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с бел. и рус. яз. обучения / Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко, В. Л. Леонович, В. А. Саникович, И. В. Таяновская [и др.]. - Минск: НИО, 2009. - 272 с.

Русский язык: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с бел. и рус. яз. обучения / Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаенко, Н. М. Пипченко, И. В. Таяновская [и др.]. - Минск: НИО, 2010. - 272 с.

Русский язык: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик, М.И. Конюшкевич,  И.В. Таяновская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 264 с.

Русский язык: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик,  Г.И. Николаенко, Н.М. Пипченко, И.В. Таяновская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 272 с.

Уроки русского языка в 9 классе: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А. Мурина, Ф. М. Литвинко, Е. Е. Долбик, И. В. Таяновская. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 280 с.

Русский язык в 8 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е. Е. Долбик, И. В. Таяновская [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2013. – 176 с.

Русский язык в 9 классе: учеб.-метод.пособие для учителей учреждений общ.сред.образования с белорус.и рус.яз.обучения / Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко, Е. Е. Долбик, Г. И. Николаенко, И. В. Таяновская [и др.]. –Минск: Нац.ин-т образования, 2014. – 192 с.

Николаенко (Таяновская), И. В. Работа над устным научным сообщением на уроках языка в VI классе // Русский язык и литература. - Вып. 5. - 1996. - С. 9-25.

Николаенко (Таяновская), И. В. Сообщения на основе сравнения и классификации на уроках языка в VII классе // Русский язык и литература. - Вып. 8. - 1997. - С. 77-87.

Таяновская, И. В. Изучение темы "Устное выступление" в среднем звене школы: Содержание дополнительной работы // Русский язык и литература. - 2001. - № 3. - С. 3-17.

Таяновская, И. В. Вводная мотивация изучения искусства устных выступлений в среднем звене школы // Русский язык и литература. - 2002. - № 5. - С. 3-18.

Таяновская, И. В. Дополнительная работа над жестовым аспектом общения при обучении устному выступлению // Русский язык и литература. - 2003. - № 6. - С. 3-14.

Таяновская, И. В. Организация коллективного рецензирования устных выступлений // Русский язык и литература. - 2003. - № 7. - С. 3-11.

Асаблiвасцi навукова-папулярных дакладаў у кантэксце школьнага навучання выступленням / І. У. Таяноўская, П. В. Грынчанка // Беларуская мова і літаратура. - 2003. - № 3. - С. 35-42.

Навучанне прыёмам фармулявання назвы навукова-папулярнага даклада / І. У. Таяноўская, П. В. Грынчанка // Беларуская мова і літаратура. - 2003. - № 4. - С. 108-114.

Навучанне логіка-маўленчым прыёмам тлумачэння паняццяў / І. У. Таяноўская, П. В. Грынчанка // Беларуская мова і літаратура. - 2004. - № 3. - С. 35-38.

Навучанне кампазіцыйным і маўленчым прыёмам папулярызацыі выказванняў / І. У. Таяноўская, П. В. Грынчанка // Беларуская мова і літаратура. - 2004. - № 6. - С. 19-23.

Таяновская, И. В. Работа с речевым материалом аннотаций на уроках русского языка: Особенности композиции и стилистического оформления // Русский язык и литература. - 2004. - № 2. - С. 8-14.

Таяновская, И. В. Развитие коммуникативных умений обучаемых при работе над содержанием и построением реферата // Русский язык и литература. - 2004. - № 3. - С. 9-16.

Таяновская, И. В. Развитие коммуникативных умений обучаемых при работе над языковой реализацией и оформлением реферата // Русский язык и литература. - 2004. - № 4. - С. 17-25.

Таяновская, И. В. Типичные недочеты в содержании и композиции вторичных информационных текстов учащихся (по данным констатирующего эксперимента) // Веснік БДУ. Сер. IV: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. - 2004. - № 2. - С. 101-106.

Риторика: типов. учеб. программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская филология, 1-21 05 02 Русская филология, 1-21 05 04 Славянская филология, 1-21 05 06 Романо-германская филология / сост. Л. А. Мурина, Т. В. Игнатович, И. В. Таяновская, С. А. Шантарович. - Мн.: РИВШ, 2005. - 35 с.

Таяноўская, І. У. Праблемы навучання рыторыцы як маўленчаму  майстэрству // Рыторыка і методыка выкладання мовы і літаратуры: вучэб. праграмы спецсемінараў для вышэйшых навучальных устаноў па спецыяльнасцях: 1-21 05 01 Беларуская філалогія, 1-21 05 02 Руская філалогія, 1-21 05 04 Славянская філалогія. - Мінск: БДУ, 2006. - С. 13-24.

Рыторыка: педагагічная и дзелавая камунікацыя: вучэб. праграма курса па выбару (спецыялізацыі) для студэнтаў філалагічнага факультэта спецыяльнасцей: 1-21 05 01 Беларуская філалогія, 1-21 05 04 Славянская філалогія / аўт.-склад. Т. В. Мальцэвіч, Т. У. Рубанік, І. У. Таяноўская, С. А. Шантаровіч. - Минск: БДУ, 2006. - 31 с.

Рыторыка: педагагічная і дзелавая камунікацыя: праграма дзярж. экзамену па спецыялізацыі для студэнтаў філалагічнага факультэта спецыяльнасцей: 1-21 05 01 Беларуская філалогія, 1-21 05 04 Славянская філалогія / Т. В. Мальцэвіч, Т. В. Рубанік, І. У. Таяноўская, С. А. Шантаровіч. - Мінск: БДУ, 2006. - 31 с.

Таяновская, И. В. Изучение особенностей лингвистических сказок с учетом культурологического аспекта преподавания // Мова і культура: науковий щорічний журнал. - Киев: Видавничий Дім Дмитра Бураго, 2005. - Вип. 8. - Т. VII: Культурологічний підхід до викладання мови і літератури. - С. 64-70.

Таяновская, И. В. Резервы совершенствования развернутых учебных ответов школьников на предметно-ориентированную тему // Веснік БДУ. Сер. IV: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. - 2007. - № 2. - С. 132-137.

Таяновская, И. В. Обучение мастерству занимательного дидактического повествования: особенности содержания текстов // Русский язык и литература. - 2008. - № 2. - С. 11-20.

Таяновская, И. В. Организация обучения научной речи в структуре риторической подготовки в Беларуси // Kluczowe aspekty naukowej działalności - 2009: materiały V Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji, Przemyśl, 7-15 stycznia 2009 r. - Przemyśl: Nauka i studia, 2009. - Vol. 6: Pedagogiczne nauki. - S. 52-56.

Таяновская, И. В. Диалог между прошлым и будущим: методические размышления о межпредметной интеграции / И. В. Таяновская // Рус.яз. и лит. – 2010. – № 9. – С. 62–64.

Таяновская, И. В. Диагностика учебно-коммуникативных умений школьников в работе над учебными исследовательскими проектами / И. В. Таяновская //Веснік БДУ. Сер. IV: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2011. – № 2. – С. 120–124.

Таяноўская, І. Маўленчыя прыёмы характарыстыкі чалавека: метадычна накіраванае адлюстраванне / І. Таяноўская, М. Лявончык // Мова – літаратура – культура: VII Міжнар. навук. канф., прысвеч. 130-годдзю з дня нараджэння Янкі Купалы і Якуба Коласа, 27–28 верас. 2012 г., Мінск, БДУ: зб.навук.арт. / пад агул.рэд.Т. І. Шамякінай. – Мінск: Выд.цэнтр БДУ, 2012. – С. 463–467.

Таяновская, И. В. Специфика формирования учебно-коммуникативных умений текстообразования: русский язык в белорусской школе (5–11 классы). Теоретико-содержательные аспекты / И. В. Таяновская.– М. : Прометей, 2012. – 376 с.

Таяновская, И. В. Динамика формирования учебно-коммуникативных умений текстообразования: русский язык в белорусской школе (5–11 классы): в 2 кн. / И. В. Таяновская.– Санкт-Петербург : ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – Кн. 1. – 292 с.; Кн. 2. – 351 с.

Риторические жанры: типов.учеб. программа для студентов высш.учеб.заведений по спец.: 1-21 05 01, 1-21 05 02; направления спец.1-21 05 01–03, 1-21 05 02–03 / И.В. Таяновская; Белорус.гос.ун-т. – Минск, 2013. – 14 с.

Праграма камунікатыўна-дзелавой практыкі для спецыяльнасцей: 1-21 05 01, 1-21 05 02;напрамкі спец.: 1-21 05 01-03; 1-21 05 02-03 Руская філалогія / Т.В. Мальцэвіч, І.У. Таяноўская, В.Ю. Дылеўская; Беларус.дзярж.ун-т. – Мінск, 2014. – 15 с.

Таяновская, И. В. Речеведческая теория как опора для целостного учебно-текстологического анализа связного высказывания / И. В. Таяновская // Филологические науки. – 2015. – № 1. – С. 195–198.

Таяновская, И. В. Доклад. Конспект. Образование риторическое. Ответ учебный. Умения. Умения и навыки общеучебные / И. В. Таяновская // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / ред. коллегия: Н. П. Баранова [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015. – Т. 1. – С. 67–68, 385, 545–546, 554; Т. 2. – С. 108, 413–414.

Таяноўская, І.У. Рытарычныя жанры: тыпавая вучэбная праграма па вучэбнай дысцыпліне для спец.: 1-21 05 01-03 Беларуская філалогія (дзелавая камунікацыя)/ склад.І.У.Таяноўская.- Мінск, 2017.- 16 с. (Серыя "Вышэйшая адукацыя").

Техника речи: типовая учебная программа по учебной дисциплине для спец.: 1-21 05 01-03 Белорусская филология (деловая коммуникация), 1-21 05 02-03 Русская филология (деловая коммуникация) / сост.: Т.В. Рубаник, В.Ю. Дылевская, И.В.Таяновская, С.А. Шантарович. – Минск, 2017. – 20 с.  (Серия "Высшее образование".)

Электронный учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам направления “Деловая коммуникация” (“Культура делового общения”, “Риторические жанры”, “Техника речи”, “Культура педагогического общения”, “Риторика профессионального диалога”) для специальностей 1-21 05 01 “Белорусская филология” (по направлениям), 1-21 05 02 “Русская филология” (по направлениям). Рег. № 434 от 25.01.2016 / Дылевская, В.Ю.; Игнатович, Т.В.; Мальцевич, Т.В.; Нижнева-Ксенофонтова, Н.Л.; Проскалович, О.В.; Рубаник, Т.В.; Саникович, И.М.; Таяновская, И.В.; Шантарович, С.А.; Пискун, И.С.; Сентюрова, Н.А.

Таяновская, И. В. Современная риторика. Основы искусства речи: мысль – молчание – слово. Эвристический курс-полилог: учеб.-метод. пособие /  И. В. Таяновская: под общ. ред. А. Д. Короля. – Минск : БГУ, 2020. –156 с.

Король, А. Д. Феномен “говорящего молчания”: лингвометодический анализ в эвристическом аспекте / А. Д. Король, И. В. Таяновская // Народная асвета. – 2019. − № 8. − С. 11–18; № 9. – С. 15–18.

Король, А. Д. Эвристический полилог в обучении: единство в поисках многообразия или многообразие в поисках единства? / А. Д. Король, И. В. Таяновская // Рус. яз. и лит. – 2019. − № 8.− С. 58–62.

Король, А. Д. Эвристический полилог: особенности коммуникативной организации / А. Д. Король, И. В. Таяновская // Рус. яз. и лит. – 2019. − № 9. − С. 58–62.

Король, А. Д. Понятийный круг многосторонней организации обсуждения: эвристический аспект/ А. Д. Король, И. В. Таяновская // Педагогическая наука и образование. – 2019. – № 4 (29). – С. 57–60; 2020. – № 2. – С. 11–15.

Таяновская, И. В. Занимательный дидактический текст в зеркале эвристических заданий / И. В. Таяновская // Рус. яз. и лит. – 2019. – № 11. – С. 51–56.

Таяновская, И. В. Развитие учебно-коммуникативной текстообразующей компетенции школьников с опорой на организацию эвристического полилога/ И. В. Таяновская // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. – Вып. 17. – 2019. – С. 334–346.

Король, А. Д. Осознание смысла и  роли молчания: задания эвристического типа/ А. Д. Король, И. В. Таяновская // Народная асвета. – 2020. − № 1. − С. 10–13; № 2. – С. 11–14.

Таяновская, И. В. Эвристические задания в работе над языком и исполнением занимательного дидактического текста / И. В. Таяновская // Рус. яз. и лит. – 2020. – № 11. – С. 58–64.

Русский язык : учеб. пособие для 11 класса с белорус. и рус. яз. обучения / Е. Е. Долбик, Ф. М. Литвинко, Л. А. Мурина, И. В. Таяновская, О. Я. Орловская, Т. В. Шиманович. – Минск : Нац.ин-т образования, 2021. – 296 с.

Image

Ресурсы

Image
Image
Наш сайт использует файлы cookie

Наш сайт использует файлы cookie для сбора статистики. Нажав «Принять», вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с Политикой обработки файлов cookie.