Скворцова Наталья Николаевна

Высшее учебное заведение, которое закончила, специальность: Белгосуниверситет, русский язык и литература (1998).
Отрасли языкознания, в которых работает и может выступать в качестве эксперта, оппонента: русский язык как иностранный, современный русский язык, лингвистика текста.
Название кандидатской диссертации, год защиты, научный руководитель: "Реализация функций и лексико-грамматического содержания причастий в разных типах контекста (на материале русскоязычных произведений В.В. Набокова)", 2009 г., научный руководитель - доктор филол. наук, проф. Т.Н. Волынец.
Количество научных публикаций: 97.
Основные научные и научно-методические публикации:
Структурные и семантические особенности устойчивых сравнительных оборотов русского языка // Навуковыя сшыткі ФМА: Дзяржава, гаспадарка, адукацыя. Вып. 1. – Мiнск: РІВШ БДУ, 2002. – С. 71–79.
Причастие в романах Владимира Набокова (опыт трансформационно-стилистического анализа) // Исследования по лексикологии и грамматике русского языка; под ред. М. Вуйтовича. – Познань, 2005. – С. 151–161.
Особенности лексико-грамматического содержания причастий в художественном тексте (на материале романов В. Набокова и Г. Газданова) // Русский язык и литература. – 2008. – № 9. – С. 58–64.
Русская фонетика в типологическом аспекте (слог, слогораздел, ударение) // Русский язык и культура: теория и практика преподавания в школе и в вузе: материалы Междунар. науч.-метод. семинара, посвященного 20-летию Румынской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Бухарест, 30.09.2010−04.10.2010 г. / редкол.: А. Красовски (отв. ред.) [и др.]. − Bucureşti: Editura Universităţii din Bucureşti, 2011. − С. 326−332.
Тексты для изучающего и ознакомительного чтения с заданиями и методическими указаниями: пособие для иностранных студентов. − Минск: Изд. центр БГУ, 2010. − 68 с.
Писатели, художники, артисты, учёные о времени и о себе: учеб.-метод. пособие по развитию речи и формированию профессиональной компетенции: в 3 кн. Кн. 2. – Минск: РИВШ, 2011. – 228 [4] с. (В соавторстве с Н.С. Касюк.)
Писатели, художники, артисты, учёные о времени и о себе: учеб.-метод. пособие по развитию речи и формированию профессиональной компетенции: в 3 кн. Кн. 1. – Минск: РИВШ, 2011. – 254 с. (В соавторстве с Н.С. Касюк.)
Грамматический аспект в методике межкультурного образования средствами РКИ // Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования: сб. науч. тр.: в 2 ч. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; редкол. Л.А. Годуйко [и др.]; под общ. ред. О.Б. Переход. − Брест: БрГУ, 2014. − Ч. 2. − С. 275−278.
Язык. Литература. Культура. Личность // Меридианы русской речи: сб. 10 проектов − победителей Первого Всемирного конкурса поддержки проектов, направленных на развитие и популяризацию русского языка. − М.: РУДН, 2014. − С. 225−284.
Интерпретации перехода В. Набокова с русского языка на английский, или О метаморфозе литературной музы писателя // Studia Wschodniosłowiańskie. − 2015. – Tom 15. – С. 445–459.
О модальной семантике действительных и страдательных причастий // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. Выпуск 40 / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2015. − С. 155−176.
Функционирование средств выражения необходимости (лингводидактический аспект) // Жизнь языка в культуре и социуме-5. Материалы конференции. Москва, РАН, 29−30 мая 2015 г. / ред. коллегия Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), Н.В. Уфимцева, В.П. Синячкин, Д.В. Маховиков. − М.: Канцлер, 2015. − С. 269−271.
Русский язык как иностранный: теория и практика преподавания. Хрестоматия: учеб.-метод. пособие. − Минск: БГУ, 2016. – 391 с. (В числе авторов-составителей. С грифом УМО по гуманитарному образованию.)
Причастие в свете истории учения о частях речи // Русский язык и литература. – 2016. – № 11. – С. 58–64.
Теория и практика преподавания русского языка как иностранного (с электронным приложением): учеб. пособие. − Минск: БГУ, 2017. – 327 с. (В составе коллектива авторов. С грифом Министерства образования РБ.)
Автосемантичные высказывания в художественном тексте (лингвистический и лингводидактический аспекты). – LAPLAMBERT Academic Publishing RU, 2018. – 56 с.
Методическое обеспечение образовательной программы переподготовки по специальности «Русский язык как иностранный» в Республике Беларусь // Обучение русскому языку как неродному/иностранному в специальных целях: теория и практика: коллективная монография / под общ. ред. Т.М. Балыхиной. – М.: РУДН, 2018. – С. 586–600.
Пропозиции причины и цели: связи и отношения (когнитивный и лингводидактический аспекты) // Русистика в Беларуси. Вестник БООПРЯЛ. − 2018. – № 9. – C. 3–10.
Визуализация как психологический прием обучения инофонов русскому произношению // Języki słowiańskie na neofilologiach i innych kierunkach studiów. Славянские языки на неофилологиях и других университетских специальностях / redakcja Lyubov Frolyak, Swietłana Szaszkowa, Leszek Mikrut. – Lublin:Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2019. – C. 153–161.
Обучение инофонов декодированию автосемантичных высказываний – единиц художественного текста (лингвистический и лингводидактический аспекты) // ПроЧтение: методические, психодидактические, социокультурные аспекты обучения чтению на родном и иностранном (русском) языке: сб. материалов Междунар. науч.-практ. семинара. 21 мая 2019 г. / под общ. ред. С.А. Юрмановой. – М.: РУДН, 2019. – С. 42–51.
Транспозиция индикатива «настоящее → будущее»: особенности семантики и типовые коммуникативные ситуации использования // Прикладная лингвистика: наследие и современность: (к 80-летию со дня рождения профессора В. А. Карпова и 70-летию со дня рождения профессора Л. Н. Чумак): материалы научных чтений, Минск, 16 октября 2020 г. / БГУ, Филологический фак., Каф. прикладной лингвистики; [редкол.: Т. В. Бобко (отв. ред.) и др.]. – Минск: БГУ, 2020. – С. 36–39.
Развитие критического мышления обучающихся на начальном этапе квалификационной переподготовки по специальности «Русский язык как иностранный» // Профессиональное образование. – 2021. – № 3. – С. 43–48.
Стилеобразующие грамматические явления в литературно-художественном наследии двуязычного писателя (в аспекте дидактики перевода) // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам = Міжкультурная камунікацыя і прафесійна арыентаванае навучанне замежным мовам: материалы ХV Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 29 окт. 2021 г. / редкол.: Е. А. Достанко (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2021. – С. 68–74. (В соавторстве с А. С. Мартынович.)
Сочетание традиционных форм представления языкового материала и аудиовизуальных технологий при обучении инофонов грамматике русского языка (на примере объяснения семантики и употребления императива) // Вестник БООПРЯИ. – 2021. – № 1. – С. 126–135.
Принципы построения аспектных курсов по лексике русского языка как иностранного (модуль общего владения языком) // Лингводидактика: материалы IХ Респ. научно-практ. семинара, Минск, 21 окт. 2022 г. / Белор. гос. ун-т; редкол.: С. И. Лебединский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2022. – С. 109–118.
Использование мультимедийного модуля Национального корпуса русского языка в обучении инофонов владению морфологическим императивом как средством волеизъявления // Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом: сб. ст. / под общ. ред. Л. В. Рычковой. – М.: Лига, 2022. – С. 113–128.
Синтагматическое и парадигматическое взаимовлияние семантически соотносимых конструкций в речи носителей русского языка // Русский язык и литература. – 2023. – № 7. – С. 60–64.
Основные направления и аспекты исследования русских перифраз // Multicultural Research / Мультикультурные исследования / 跨文化研究. – 2024. – № 4. – С. 123–134.
Методика преподавания русского языка как иностранного: языковые аспекты: хрестоматия: учеб.-метод. пособие. – Минск: БГУ, 2024. – 383 с. (В числе составителей. С грифом УМО по гуманитарному образованию.)