Сервисы

Скворцова Наталья Николаевна
Телефон
+375 17 327-18-95
Адрес г. Мінск, вул. К. Маркса, 31, аўд. 55,
Адрес 220030
Должность:
кандидат филологических наук, доцент

Высшее учебное заведение, которое закончила, специальность: Белгосуниверситет, русский язык и литература (1998).


Отрасли языкознания, в которых работает и может выступать в качестве эксперта, оппонента: русский язык как иностранный, современный русский язык, лингвистика текста.


Название кандидатской диссертации, год защиты, научный руководитель: "Реализация функций и лексико-грамматического содержания причастий в разных типах контекста (на материале русскоязычных произведений В.В. Набокова)", 2009 г., научный руководитель - доктор филол. наук, проф. Т.Н. Волынец.


Количество научных публикаций: 97.


Профиль в Академии Google

Основные научные и научно-методические публикации:

Структурные и семантические особенности устойчивых сравнительных оборотов русского языка // Навуковыя сшыткі ФМА: Дзяржава, гаспадарка, адукацыя. Вып. 1. – Мiнск: РІВШ БДУ, 2002. – С. 71–79.

Причастие в романах Владимира Набокова (опыт трансформационно-стилистического анализа) // Исследования по лексикологии и грамматике русского языка; под ред. М. Вуйтовича. – Познань, 2005. – С. 151–161.

О модификации лексико-грамматического содержания действительных причастий прошедшего времени (на материале русскоязычных романов, мемуаров и интервью В.В. Набокова) // Веснiк БДУ. Серыя 4. – 2008. – № 1. – С. 35–38.

Особенности лексико-грамматического содержания причастий в художественном тексте (на материале романов В. Набокова и Г. Газданова) // Русский язык и литература. – 2008. – № 9. – С. 58–64.

Русская фонетика в типологическом аспекте (слог, слогораздел, ударение) // Русский язык и культура: теория и практика преподавания в школе и в вузе: материалы Междунар. науч.-метод. семинара, посвященного 20-летию Румынской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Бухарест, 30.09.2010−04.10.2010 г. / редкол.: А. Красовски (отв. ред.) [и др.]. − Bucureşti:  Editura  Universităţii  din Bucureşti, 2011. − С. 326−332.

О зависимости лексико-грамматического содержания причастий от жанрово-стилистических особенностей текста // Веснiк БДУ. Серыя 4. – 2010. – № 1. – С. 44−48.

Тексты для изучающего и ознакомительного чтения с заданиями и методическими указаниями: пособие для иностранных студентов. − Минск: Изд. центр БГУ, 2010. − 68 с.

Писатели, художники, артисты, учёные о времени и о себе: учеб.-метод. пособие по развитию речи и формированию профессиональной компетенции: в 3 кн. Кн. 2. – Минск: РИВШ, 2011. – 228 [4] с. (В соавторстве с Н.С. Касюк.)

Писатели, художники, артисты, учёные о времени и о себе: учеб.-метод. пособие по развитию речи и формированию профессиональной компетенции: в 3 кн. Кн. 1. – Минск: РИВШ, 2011. – 254 с. (В соавторстве с Н.С. Касюк.)

Русский язык как иностранный (с электронным приложением): учеб.-метод. пособие. − Минск: БГУ, 2014. – 119 с. (В составе коллектива авторов. С грифом УМО по гуманитарному образованию.)

Грамматический аспект в методике межкультурного образования средствами РКИ // Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования: сб. науч. тр.: в 2 ч. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; редкол. Л.А. Годуйко [и др.]; под общ. ред. О.Б. Переход. − Брест: БрГУ, 2014. − Ч. 2. − С. 275−278.

Язык. Литература. Культура. Личность // Меридианы русской речи: сб. 10 проектов − победителей Первого Всемирного конкурса поддержки проектов, направленных на развитие и популяризацию русского языка. − М.: РУДН, 2014. − С. 225−284.

Интерпретации  перехода  В. Набокова с русского языка на английский, или О метаморфозе литературной музы писателя //  Studia Wschodniosłowiańskie. − 2015. – Tom 15. – С. 445–459.

О модальной семантике действительных и страдательных причастий // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. Выпуск 40 / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2015. − С. 155−176.

Функционирование средств выражения необходимости (лингводидактический аспект) // Жизнь языка в культуре и социуме-5. Материалы конференции. Москва, РАН, 29−30 мая 2015 г. / ред. коллегия Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), Н.В. Уфимцева, В.П. Синячкин, Д.В. Маховиков. − М.: Канцлер, 2015. − С. 269−271.

Русский язык как иностранный: теория и практика преподавания. Хрестоматия: учеб.-метод. пособие. − Минск: БГУ, 2016. – 391 с. (В числе авторов-составителей. С грифом УМО по гуманитарному образованию.)

Причастие в свете истории учения о частях речи // Русский язык и литература. – 2016. – № 11. – С. 58–64.

Теория и практика преподавания русского языка как иностранного (с электронным приложением): учеб. пособие. − Минск: БГУ, 2017. – 327 с. (В составе коллектива авторов. С грифом Министерства образования РБ.)

Автосемантичные высказывания в художественном тексте (лингвистический и лингводидактический аспекты). – LAPLAMBERT Academic Publishing RU, 2018. – 56 с.

Методическое обеспечение образовательной программы переподготовки по специальности «Русский язык как иностранный» в Республике Беларусь // Обучение русскому языку как неродному/иностранному в специальных целях: теория и практика: коллективная монография / под общ. ред. Т.М. Балыхиной. – М.: РУДН, 2018. – С. 586–600.

Пропозиции причины и цели: связи и отношения (когнитивный и лингводидактический аспекты) // Русистика в Беларуси. Вестник БООПРЯЛ. −  2018. – № 9. – C. 3–10.

Визуализация как психологический прием обучения инофонов русскому произношению // Języki słowiańskie na neofilologiach i innych kierunkach studiów. Славянские языки на неофилологиях и других университетских специальностях / redakcja Lyubov Frolyak, Swietłana Szaszkowa, Leszek Mikrut. – Lublin:Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2019. – C. 153–161.

Обучение инофонов декодированию автосемантичных высказываний – единиц художественного текста (лингвистический и лингводидактический аспекты) // ПроЧтение: методические, психодидактические, социокультурные аспекты обучения чтению на родном и иностранном (русском) языке: сб. материалов Междунар. науч.-практ. семинара. 21 мая 2019 г. / под общ. ред. С.А. Юрмановой. – М.: РУДН, 2019. – С. 42–51.

Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: методические рекомендации для самостоятельной подготовки: пособие. – Минск: БГУ, 2019. – 155 с. (В соавторстве. C грифом УМО по гуманитарному образованию.)

Транспозиция индикатива «настоящее → будущее»: особенности семантики и типовые коммуникативные ситуации использования // Прикладная лингвистика: наследие и современность: (к 80-летию со дня рождения профессора В. А. Карпова и 70-летию со дня рождения профессора Л. Н. Чумак): материалы научных чтений, Минск, 16 октября 2020 г. / БГУ, Филологический фак., Каф. прикладной лингвистики; [редкол.: Т. В. Бобко (отв. ред.) и др.]. – Минск: БГУ, 2020. – С. 36–39.

Развитие критического мышления обучающихся на начальном этапе квалификационной переподготовки по специальности «Русский язык как иностранный» // Профессиональное образование. – 2021. – № 3. – С. 43–48.

Стилеобразующие грамматические явления в литературно-художественном наследии двуязычного писателя (в аспекте дидактики перевода) // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам = Міжкультурная камунікацыя і прафесійна арыентаванае навучанне замежным мовам: материалы ХV Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 29 окт. 2021 г. / редкол.: Е. А. Достанко (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2021. – С. 68–74. (В соавторстве с А. С. Мартынович.)

Сочетание традиционных форм представления языкового материала и аудиовизуальных технологий при обучении инофонов грамматике русского языка (на примере объяснения семантики и употребления императива) // Вестник БООПРЯИ. – 2021. – № 1. – С. 126–135.

Принципы построения аспектных курсов по лексике русского языка как иностранного (модуль общего владения языком) // Лингводидактика: материалы IХ Респ. научно-практ. семинара, Минск, 21 окт. 2022 г. / Белор. гос. ун-т; редкол.: С. И. Лебединский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2022. – С. 109–118.

Использование мультимедийного модуля Национального корпуса русского языка в обучении инофонов владению морфологическим императивом как средством волеизъявления // Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом: сб. ст. / под общ. ред. Л. В. Рычковой. – М.: Лига, 2022. – С. 113–128.

Синтагматическое и парадигматическое взаимовлияние семантически соотносимых конструкций в речи носителей русского языка // Русский язык и литература. – 2023. – № 7. – С. 60–64.

Основные направления и аспекты исследования русских перифраз // Multicultural Research / Мультикультурные исследования / 跨文化研究. – 2024. – № 4. – С. 123–134.

Методика преподавания русского языка как иностранного: языковые аспекты: хрестоматия: учеб.-метод. пособие. – Минск: БГУ, 2024. – 383 с. (В числе составителей. С грифом УМО по гуманитарному образованию.)

Image

Ресурсы

Image
Image
Наш сайт использует файлы cookie

Наш сайт использует файлы cookie для сбора статистики. Нажав «Принять», вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с Политикой обработки файлов cookie.