Лингвистический ринг

7 мая на филологическом факультете в 12-й раз прошёл «Лингвистический ринг». Это неаудиторное мероприятие – викторина по всем разделам современного русского языка, исторической грамматики и русской диалектологии, которое кафедра русского языка проводит для белорусских студентов второго курса специальности «Русская филология» с 2008 года. В этом году участие в игре приняли Мария Баранова, Александра Бедина, Наталья Гречная, Ирина Звягинцева, Анна Клименкова, Анастасия Лазарчик, Виктория Лозко, Анна Лукашук, Виктория Полякова и Полина Ходыш. Девушки уверенно отвечали на вопросы из всех областей русского языкознания и по-настоящему упорно сражались за победу в конкурсе. Лучшими в этот раз стали Виктория Полякова, Анастасия Лазарчик и Виктория Лозко, которая решилась сыграть в суперигру и блестяще ответила на 9 из 10 каверзных вопросов по исторической грамматике русского языка. Все участницы были поощрены преподавателями кафедры: профессор Т. Н. Волынец вручила Ирине Звягинцевой «Приз зрительских симпатий», а заведующий кафедрой профессор И. С. Ровдо подарил студенткам словари и учебные пособия по русскому языку.

Мероприятия такого формата помогают установить прочные контакты между профессорско-преподавательским составом университета и студентами, пообщаться в менее формальной обстановке, мотивировать студентов к более активному участию в учебном процессе.

ЛР1

ЛР2

ЛР3

Студенты филологического факультета приняли участие в XIX Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества

14–16 апреля студенты 4-го курса специальности «Классическая филология» БГУ Валерия Скоробогатая, Арина Лавринович и Никита Воронцов представляли свой проект «Наша Родина на картах и гравюрах 16–17 вв.» на XIX Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества (куратор проекта – старший преподаватель кафедры классической филологии Д. Г. Минкевич).

Желание привлечь внимание широкой аудитории к замечательным памятникам нашей истории и культуры нашло свою возможность: авторы культурно-образовательного проекта познакомили посетителей выставки не только с событиями и реалиями отечественной истории, но и подробно рассказали о работе над переводом на белорусский язык латинских легенд на картах и гравюрах, как родилась идея представить результаты работы общественности и поделились своими исследовательскими планами.

Уникальный опыт превращения музейного экспоната в актуальный образовательный проект вызвал неподдельный интерес у широкой публики. Ребята получили ценные советы не только продолжать работу, но и подумать о продвижении ее результатов в научный и образовательный обиход. Гости экспозиции пожелали авторам проекта выходить на более высокий научный уровень, объединив работу филологов с работой историков и географов.

Выставка фото

Литературно-редакционная практика: опыт, результаты, перспективы

30 апреля состоялось собрание студентов ІІІ курса специальности «Белорусская филология» по результатам литературно-редакционной практики. В этом году производственной площадкой для практикантов было избрано Республиканское унитарное предприятие «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», действующее под протекторатом Министерства образования Республики Беларусь. Первая группа студентов проходила практику в редакции известного научно-методического журнала «Роднае слова», вторая – в редакции научно-методического журнала «Беларуская мова і літаратура» (оба издания входят в состав издательства «Адукацыя і выхаванне»). Литературно-редакционная практика длилась с 29 марта по 24 апреля 2021 года.

Общее руководство практикой было возложено на заведующего кафедрой белорусской литературы профессора А. И. Бельского. На установочном собрании (конференции) он рассказал об особенностях литературно-редакционной практики, обозначил её цели и задачи, организацию непосредственно в издательстве и др. В первый день практики состоялась встреча студентов с первым заместителем издательства «Адукацыя і выхаванне» Александром Львовичем Антоневичем и главным редактором Мирославой Михайловной Шавыркиной, которые рассказали о состоянии, реалиях и перспективах деятельности издательства, познакомили с творческими проектами и новыми изданиями. Университетских практикантов приветствовал директор издательства Николай Александрович Супранович, а после состоялась экскурсия по учреждению. Студенты ознакомились с условиями работы сотрудников отделов (редакторов, корректоров, верстальщиков, художников), историей журналов «Роднае слова» и «Беларуская мова і літаратура», официальным сайтом и информацией в социальных сетях, стратегией наполнения номеров, основными этапами цикла подготовки материалов к печати, дизайном журналов. Полезными были беседы с главным редактором журнала «Роднае слова» Натальей Николаевной Шапран и ответственным секретарём журнала «Беларуская мова і літаратура» Еленой Владимировной Бельской. В этот же день студенты-филологи получили индивидуальные задания, советы по редакционной работе и корректуре от руководителей практики из числа сотрудников издательства.

Отчетно-зачётный этап подтвердил плодотворность и эффективность издательской практики. Студенты активно включились в работу, выполнили корректуру материалов, литературное редактирование текстов и др. Руководители практики редактор отдела «Роднага слова» Кристина Николаевна Пучинская и ответственный секретарь журнала «Беларуская мова і літаратура» Елена Владимировна Бельская много времени посвятили работе с практикантами: знакомили их с материалами на разных стадиях подготовки, рассказывали об особенностях и технологиях редакторской работы, давали индивидуальные консультации и ценные советы. Студенты успешно выполнили все полученные задания и поручения, их работу и усилия положительно оценили руководители практики из редакций и руководители групп от БГУ профессор А. И. Бельский и доцент У. Ю. Верина.

Завершилась недельная литературно-редакционная практика на заочном отделении филфака. Она носила ознакомительный характер. Студенты ІV курса проходили практику в редакции журнала «Роднае слова», в районной прессе: газетах «Нясвіжскія навіны» и «Да новых перамог» (г. Клецк). Руководитель практики доцент Л. А. Гедимин отметила старательное и ответственное отношение студентов-заочников к работе. Лариса Анатольевна считает, что они овладели полезными навыками в технике редактирования текстов, получили первоначальные профессиональные компетенции, необходимые для редакционно-издательской деятельности.

Все студенты по результатам прохождения практики аттестованы. Вместе с тем они получили ряд советов по развитию редакторских умений и навыков, по реализации собственного творческого потенциала и перспектив в будущей профессиональной деятельности.

Практыка8

практыка13

Практыка11

Практыка15

Практыка16

 

Студентка филологического факультета – призер Международной межвузовской олимпиады по деловому и экономическому французскому языку

6 апреля студенты филологического факультета специальности «Романо-германская (французская) филология» под руководством доцента кафедры романского языкознания БГУ О.В. Лапуновой приняли участие в заключительном этапе Международной межвузовской олимпиады по деловому и экономическому французскому языку, который прошел в БГЭУ. В олимпиаде участвовало 95 студентов, представлявших БГУ, БГЭУ, БГТУ, Казанский федеральный университет.

Студентка пятого курса О. Лабкович награждена дипломом II степени. Дипломы вручали члены Организационного комитета: декан факультета международных бизнес-коммуникаций БГЭУ М. В. Мишкевич и заведующий кафедрой романских языков М. А. Комарова.

Олимпиада БГЭУ1 2021 04 06Олимпиада БГЭУ2 2021 04 06

Олимпиада БГЭУ 2021 04 06

Стартовало тандемное обучение студентов филологического факультета

На кафедре немецкого языкознания стартовало тандемное онлайн-обучение студентов филологического факультета продолжительностью 5 учебных недель. Цель проекта – развитие партнёрских отношений с немецкими вузами, мотивация студентов и улучшение знаний немецкого языка.

Партнёром с немецкой стороны выступил Лейпцигский университет (кафедра славянского языкознания и восточной славистики). Кандидат филологических наук Мария Сулимова из Университета г. Лейпциг обратилась с таким предложением и высказала пожелание своих студентов о долговременном сотрудничестве, так как короновирусные ограничения не позволяют студентам участвовать в программах академической мобильности. Со стороны филологического факультета БГУ в проекте участвуют студенты 1-го (продолжающие), 2-го (немецкий как основной иностранный) и 4-го (немецкий как второй иностранный) курсов.

15 апреля 2021 года прошло организационное онлайн-собрание, на котором состоялось знакомство тандем-партнёров. Студенты с обеих сторон будут получать темы для обсуждения и задания в рамках учебного плана. Первые отзывы студентов положительные. В будущем планируется организация тандемов со студентами других вузов ФРГ.

Tandem Leipzig

КРУГЛЫЙ СТОЛ «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ»

7 апреля 2021 г. на филологическом факультете состоялся круглый стол «Роль педагогической практики в профессиональной подготовке студентов-филологов», в котором приняли участие студенты IV курса специальностей «Славянская филология», «Русская филология (по направлениям)» и руководители педагогической практики. Студенты поделились опытом, приобретенным во время производственной практики, отметили большую роль педагогической практики в профессиональном становлении филологов как будущих учителей и преподавателей.

Кристина Бабрович рассказала о положительных впечатлениях от работы в качестве учителя русского языка и литературы в средней школе, о трудностях, которые могут встретиться во время педагогической практики, и о способах их преодоления, обратила внимание на важность умений студентов-практикантов объяснять новую тему так, чтобы ее поняли все учащиеся, подчеркнула, что педагогическая практика – это очень важный этап, способствующий приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей качественной педагогической деятельности.

Наталья Шмаенкова и Яна Машкова отметили, что студенты их подгруппы ставили перед собой задачу не только учить школьников белорусскому языку и литературе, но и прививать учащимся любовь к данным предметам, поэтому старались делать уроки и информативными, и интересными, для чего использовали занимательный материал, проводили викторины, игры и др. Девушки рассказали о результатах мониторинга читательских интересов школьников, проведенного в рамках выполнения задания по педагогике, и о профориентационной работе с учащимися старших классов средней школы № 38. Также они обратили внимание на положительные стороны и трудности в работе учителя.

Надежда Воронько, Дарья Демьянова, Елизавета Маскаль во время педагогической практики работали под руководством Т. В. Рубаник и над творческим групповым проектом по профориентации, результатом чего стало создание документального фильма о филологическом факультете БГУ.

Андриан Татаринов поделился мнением о взаимоотношениях практикантов и учащихся гимназии, сравнил особенности преподавания русского и белорусского языка и литературы, внес предложение знакомить студентов в процессе изучения педагогики со спецификой той документации, например классного журнала, которую нужно будет вести учителю в школе.

Владимир Полищук уделил внимание особенностям обучения русскому языку и литературе студентов Юридического колледжа БГУ, рассказал о творческих заданиях, которые предлагались на занятиях, высказал пожелание заменить в задании по психологии характеристику одного учащегося на характеристику всего класса. По мнению В. Полищука, анализ взаимоотношений в классном коллективе, проведенный в начале педагогической практики, помог бы практикантам в дальнейшей организации работы с учащимися.

Алёна Косцова поделилась опытом прохождения педпрактики в Лицее БГУ, охарактеризовала различия обучения в средней школе и в лицее, особенности проведения занятий в профильных филологических классах, а также обратила внимание на методики преподавания в дистанционном и аудиторном форматах обучения, подчеркнув эффективность именно аудиторной формы. А. Косцова отметила высокий уровень знаний лицеистов, требующий очень качественной и фундаментальной подготовки студентов-практикантов, работающих с данными учащимися.

Педагогическая практика студентов направления «Русский язык как иностранный» была организована на факультете доуниверситетского образования и на филологическом факультете БГУ. Валерия Винглевская и Дарья Вечерко охарактеризовали специфику преподавания русского языка как иностранного студентам разных национальностей, подчеркнули определенную сложность работы с обучаемыми, владеющими русским языком на разных уровнях, но чаще всего на «нулевом», показали видеофрагмент занятия по русскому языку, проведенного с китайскими студентами.

Практически во всех выступлениях и отчетах были слова благодарности учителям и преподавателям базовых учреждений образования г. Минска: средних школ №№ 1, 38, гимназий №№ 5, 29, 31, Лицея БГУ, Юридического колледжа БГУ, факультета доуниверситетского образования БГУ. Наблюдения за работой учителей-филологов, знакомство с их педагогическим опытом, консультации, полученные от профессионалов, помогали практикантам вырабатывать свое видение будущей педагогической деятельности. Студенты отметили, что они учились делать уроки и результативными, и интересными, находить индивидуальный подход к учащимся, справляться с нетипичными ситуациями, а также убедились в истинности следующих слов А. Барбюса: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения; надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Выступление студента

Профориентационная работа

Урок

Республиканский конкурс видеороликов «Чтобы полюбить, надо увидеть…» (To Love It, You Should See It…)

Кафедра английского языкознания приглашает студентов высших учебных заведений Республики Беларусь принять участие в конкурсе видеороликов «Чтобы полюбить, надо увидеть…» (To Love It, You Should See It), посвященного изучению и популяризации достопримечательностей Беларуси.

Стать участником конкурса может любой студент, владеющий английским языком. Для участия нужно:

  • снять видеоролик (посвященный истории, культуре и возможным направлениям развития Беларуси) на английском языке хронометражем до 7 минут;
  • загрузить свою работу на видеохостинг YouTube или любой сервис хранения файлов: Яндекс Диск, Google Диск, облако Mail.ru и т.п.;
  • до 21мая 2021года направить ссылку на загруженный видеоролик и заявку на участие в одном письме на электронный адрес кафедры английского языкознания филологического факультета БГУ Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «На конкурс To Love It, You Should See It».

4 июня 2021года жюри определит победителей в семи номинациях: «Лучшее культурологическое исследование», «Лучшее историческое исследование», «Лучшая видеоэкскурсия», «Беларусь глазами иностранных студентов», «Самое эмоциональное видео», «Самое креативное видео», «Приз зрительских симпатий».

Ознакомиться с Положением о конкурсе можно здесь.

Онлайн-семинар «Ladidattica a distanzaintegrale» прошел на филологическом факультете

17 марта на филологическом факультете в онлайн-формате состоялся семинар «Ladidattica a distanzaintegrale», посвященный проблемам преподавания итальянского языка в эпоху цифровизации образования. Семинар был организован кафедрой романского языкознания и итальянской ассоциацией преподавателей иностранных языков в Восточной Европе (ANILSEST) для студентов-итальянистов старших курсов и проводился на итальянском языке.

С приветственным словом к участникам обратилась Олеся Александровна Пантелеенко, заведующая кафедрой романского языкознания. Она подчеркнула важность сохранения и развития традиций сотрудничества с международными организациями, пожелала участникам плодотворной работы.

Автор и ведущий семинара Пьер Паоло Беттони, председатель ANILSEST, поблагодарил участников за проявленный интерес к семинару и приступил к рассмотрению наиболее острых проблем, связанных с преподаванием итальянского языка в настоящее время. Он поделился опытом итальянских педагогов в развитии дистанционного формата обучения, обозначил сложности и перспективы этого направления в образовании. В частности, рассказал о способах представления видеоматериала, отметил возможности использования чата на занятиях по иностранному языку, в дискуссионной форме раскрыл вопрос использования интерактивных упражнений на примере издательства «Loescher».

В финале организаторы семинара анонсировали новый совместный проект, который предполагает бесплатное двухмесячное обучение по современным технологиям преподавания итальянского языка на базе филологического факультета. Экспертами этого курса выступят Олеся Александровна Пантелеенко, Пьер Паоло Беттони и Кристина Скьявон, министерский лектор, заведующая отделом Культуры и Печати Посольства Италии в Минске. Записаться на тренинг можно здесь (до 25.03.2021). Больше информации вы можете найти здесь.

Foto webinar

Виртуальное путешествие «Тропинками родной земли»

29 апреля 2021 г. в 15 часов на образовательном портале филологического факультета БГУ (https://eduphil.bsu.by/course/view.php?id=1980) в разделе «Кафедра теоретического и славянского литературоведения» пройдёт воспитательно-воодушевляющее мероприятие «Виртуальное путешествие “Тропинками родной земли”». Мероприятие проводится в рамках подготовки к фольклорной практике студентов 1 курса специальностей «Белорусская филология» и «Русская филология». Организаторами выступают кафедра теоретического и славянского литературоведения и Учебно-научная лаборатория белорусского фольклора.

В программе – просмотр видеофильмов о важнейших «точках» белорусского народного календаря (зимний цикл («Коляды» и переходный «от зимы к весне» праздник «Масленица»), весенний цикл («Пасха» и его локальное явление «Волочебничество»; «Юрий», «Радуница», «Семик»), летний («Купалье»), осенний («Деды») и основные праздники семейно-обрядового комплекса белорусов (отдельные этапы свадьбы) из разных уголков Беларуси. Видеофильмы записаны как любителями традиционной культуры, так и профессионалами (в частности, известным этнологом и фольклористом З. Можейко). В отдельном разделе «Материалы Учебно-научной лаборатории белорусского фольклора» представлены аудиозаписи студентов филологического факультета БГУ разных лет, записанные ими во время фольклорной практики. Для будущих практикантов они могут стать образцом для приобретения навыков записи фольклорных произведений от информантов (носителей фольклора).

Приглашаем всех заинтересованных!

СЕМИНАР «L’ITALIANO CON LA DIDATTICA DIGITALE INTEGRATA»

Дорогие студенты, изучающие итальянский язык, кафедра романского языкознания приглашает вас на семинар «L’ITALIANO CON LA DIDATTICA DIGITALE INTEGRATA», организованный в рамках сотрудничества с ANILS (ассоциацией преподавателей иностранных языков, г. Турин, Италия). Автор и ведущий семинара – Пьер Паоло Беттони, руководитель филиала ANILS в Восточной Европе. В ходе встречи вы узнаете, как стать успешным репетиром, какие стратегии использовать при работе с детьми школьного возраста, какие технологии помогают развитию собственных цифровых компетенций. Длительность семинара – 30–40 минут.

Встреча состоится 17 марта в 10.30 в дистанционном формате. Для получения доступа к семинару необходимо зарегистрироваться по ссылке http://surl.li/neqy.

Все студенты получат сертификат ANILS об участии в семинаре.

Встреча декана филологического факультета со студенческим активом

16 апреля 2021 года на филологическом факультете БГУ состоялась встреча декана Сергея Александровича Важника с активистами студенческого самоуправления.

Участники встречи обсудили актуальные вопросы организации образовательного процесса, высказали идеи по благоустройству внутреннего дворика факультета. Кроме того, подробно поговорили о ближайших крупных мероприятиях, которые будут проводиться студенческими организациями. Особое внимание было обращено на мероприятия к 100-летию БГУ.

Встреча прошла в дружеской обстановке. У всех студентов была возможность высказаться по волнующим их вопросам, поделиться идеями и внести свои предложения.

nuaxgKQOVY0

gaWjRxQm3C0

IpXsLKs K1Q