Подготовка филологов ведется в БГУ с 1921 г. – с первых дней основания университета. Однако до 1939 г. отдельного филологического факультета не существовало. До 1931 г. специалистов по языку и литературе готовили на этнолого-лингвистическом отделении (позже переименовано в литературно-лингвистическое отделение) педагогического факультета.
С 1931 г. подготовка филологов в БГУ на восемь лет была прервана. В 1939 г. роль университета в научно-педагогической жизни страны была пересмотрена. Возрождение филологического образования происходило на качественно новом уровне: в газете «Советская Беларусь» от 21 июля 1939 г. было опубликовано сообщение о создании в университете самостоятельного филологического факультета с двумя отделениями: белорусского языка и литературы, а также русского языка и литературы. Деканом филологического факультета был назначен известный ученый-лингвист профессор Т. П. Ломтев, который одновременно стал первым заведующим кафедрой русского языка и литературы.
С началом Великой Отечественной войны деятельность университета временно приостановилась. Только 15 мая 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о возобновлении работы университета на станции Сходня Химкинского района Московской области.
После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков БГУ возвратился в Минск. Два следующих десятилетия отмечались количественным и качественным развитием факультета: открывались новые отделения, реорганизовывались кафедры. В конце 1940-х гг. на факультете было два отделения: 1) логики, психологии и русского языка; 2) журналистики (факультет журналистики был создан в БГУ в 1944 г., а с 1946 по 1967 г. он функционировал как отделение филологического факультета).
В 1951 г. после очередной реорганизации в состав факультета входили четыре отделения: 1) белорусского языка и литературы; 2) русского языка и литературы; 3) журналистики; 4) логики и психологии. В 1967 г. отделение журналистики было реорганизовано в самостоятельный факультет и на филологическом факультете остались два отделения: 1) белорусского языка и литературы; 2) русского языка и литературы.
Филологический факультет оставался самым крупным в университете. Так, в 1968/69 учебн. г. здесь обучались 2652 студента. Это количество оставалось практически неизменным в течение следующих сорока лет. В конце 1960-х и в 1970-е гг. начинают интенсивно развиваться связи факультета с университетами других советских республик, активизируется международная деятельность.
С 1985 г. на факультете происходят структурные изменения. С целью совершенствования научно-исследовательской работы были созданы две научно-исследовательские лаборатории (НИЛ): 12 ноября 1985 г. начала свою деятельность НИЛ белорусского фольклора и диалектологии (научный руководитель профессор А. А. Лойко, которого позже заместил известный собиратель, исследователь и популяризатор белорусской народной культуры В. Д. Литвинко); 1 апреля 1987 г. – НИЛ теоретической и прикладной лингвистики (заведующий профессор В. А. Карпов).
24 июня 1988 г. от кафедры русского языка ответвились две новые: русского языка как иностранного и методики преподавания белорусского и русского языка и литературы. Заведующим первой из названных кафедр был избран доктор филологических наук, профессор В. В. Макаров, а второй – доктор педагогических наук, профессор Л. А. Мурина.
Новая страница в истории факультета начинается с 1991 г. На первом этапе произошла довольно существенная реорганизация структуры факультета:
− в начале 1993/94 учебн. г. была создана кафедра славистики; кафедра белорусской литературы разделена на кафедры теории и истории литературы и белорусской литературы ХХ века;
− в 1993 г. произошло разделение кафедры белорусского языка на кафедры современного белорусского языка и истории белорусского языка;
− в начале 1994/95 учебн. г. кафедра истории и теории литературы разделена на кафедры теории литературы и истории белорусской литературы;
− в начале 1995/96 учебн. г. создана кафедра классической филологии.
В 1993 г. на факультете началась подготовка славистов. На данный момент представлены следующие направления: полонистика, украинистика, болгаристика, богемистика, славакистика и сербистика.
В 1994 г. впервые в университете был проведен набор студентов дневной формы обучения на специальность «Классические языки и литературы», в 1995 г. – «Белорусский и немецкий языки», «Белорусский и французский языки», «Белорусский и английский языки». Совместно отделениями белорусского языка и литературы, русского языка и литературы осуществлялась подготовка по специальности «Белорусский и русский языки и литературы».
В 1996 г. деканом факультета стала доктор педагогических наук, профессор Л. А. Мурина. Под ее руководством факультет продолжал активно развиваться. Были созданы новые и видоизменены существующие специальности.
С учетом активизации разносторонних отношений между Беларусью и Китаем, с 2001 г. на филологическом факультете началась подготовка китаистов.
В 2002 г. деканом факультета был избран доктор филологических наук, профессор И. С. Ровдо. В эти годы существенно активизировалась международная деятельность, началось материально-техническое переоснащение факультета. Укрепились связи с посольствами тех государств, языки которых изучаются на факультете. При материальной поддержке этих стран был открыт ряд специализированных кабинетов:
− польской филологии (2003);
− аудиовизуальных средств обучения (2003);
− китайской филологии (2003);
− украинской филологии (2004);
− белорусской филологии (2004);
− итальянской филологии (2005);
− русской филологии (2007);
− немецкой филологии (2009);
− чешской филологии (2011);
− словацкой филологии (2011);
− сербской филологии (2014).
С 2006 г. на факультете функционируют кабинет-музей белорусской народной культуры и Центр турецкой культуры.
С учетом потребностей учебного процесса лаборатория белорусского фольклора была реорганизована из научной в учебно-научную, создан Центр информационных технологий.
В 2021 г. деканом факультета стал кандидат филологических наук, доцент С.А. Важник. За последнее время техническая база факультета существенно обновилась: были открыты компьютерные классы, лекционные аудитории оснащены мультимедийными проекторами.