Савчук Татьяна Николаевна
Высшее учебное заведение, которое закончила, специальность: Белгосуниверситет, «русский язык и литература» (1992).
Отрасли языкознания, в которых работает и может выступать в качестве эксперта, оппонента: коммуникативная лингвистика, прагмалингвистика, лингвистика текста, культура речи, стилистика.
Название кандидатской диссертации, год защиты, научный руководитель: "Речевой этикет в русских и белорусских народных сказках", 1996 г., научный руководитель - доктор филол. наук, профессор Е.И.Янович.
Название докторской диссертации, год защиты: "Аргументация в дискурсе гуманитарных наук (на материале русско- и белорусскоязычных текстов)", 2020.
Основные научные и учебно-методические публикации:
Риторика: Учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей. - Мн.: Изд-во МИУ, 2003. – 59 с.
Логика. В 3-х частях. Часть 1. Имена и высказывания. - Мн.: Изд-во МИУ, 2003. – 45 с.
Логика. В 3-х частях. Часть 2. Силлогические выводы. - Мн.: Изд-во МИУ, 2003. – 45 с.
Риторика: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения. - Мн.: Изд-во МИУ, 2003. – 27 с.
Логика: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения. - Мн.: Изд-во МИУ, 2003. – 19 с.
Логика: В 3 частях. Часть 3. Недедуктивные выводы. Логические основы общения. - Мн.: Изд-во МИУ, 2004. – 51с.
Логика: Учебно-методический комплекс. - Мн.: Изд-во МИУ, 2004. – 145 с.
Логика: Учебно-методический комплекс. 2-е изд.-Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 144 с.
Риторика: Учебно-методический комплекс.-Мн.: Изд-во МИУ, 2005. - 176 с.
Логика: Учебно-методический комплекс. 3-е изд., перераб. - Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 152 с.
Риторика: учеб. пособие (с грифом). – Минск: БГПУ, 2007. – 180 с.
Логика: учеб. пособие (с грифом). – Минск: БГПУ, 2008. – 160 с.
Логика: учеб. пособие (с грифом). 2-е изд. – Минск: БГПУ, 2009. – 160 с.
Логика: учеб. пособие (с грифом). 3-е изд. – Минск: БГПУ, 2010. – 160 с.
Моўныя формулы прывiтання iразвiтання ўрускiх iбеларускiх народных казках // Веснiк БДУ. Серыя 4. 1994. №3. С.38-43.
Этикетные формулы просьбы в русских и белорусских народных сказках // Функцыянальны аспект апiсання моўных сiстэм: Пятыя Карскiя Мiжнародныя чытаннi, 14-15 снежня 1994 г. Гродна: ГрДУ, 1995. С.80-84.
Канструкцыiнязгоды ўтэкстах рускiх iбеларускiх народных казак// Веснiк БДУ. Серыя 4. 1995. №2. С.36-40.
Косвенные способы выражения отказа в русских и белорусских народных сказка // Материалы науч. конф., посвящ. 100-летию ак-ка В.В. Виноградова. – Мн.: Бел. гос. пед. ун-т, 1995. С.66-67.
Риторическое мастерство преподавателя как фактор учебно-воспитательной работы в вузе // Труды МИУ. Выпуск 2. Право. Методика преподавания. История. Мн.: МИУ, 2002. - С.107-110.
Речевой этикет как элемент культуры управления // 6-я республиканская науч.-практ. конф. «Управление в социальных и экономических системах». 20-21 декабря 2001 г., Минск. Доклады и сообщения. В 3-х т. Т..3. – Мн.: МИУ. - С.77-79.
Коммуникативные аспекты взаимодействия преподавателя и студентов в разных формах учебно-воспитательной работы в вузе // 7-я Междунар. науч.-практ. конф. «Управление в социальных и экономических системах». 16-17 мая 2002г., Минск. Доклады и сообщения. В 2-х т. Т.1 – Мн.: МИУ, 2002. - С.79-81.
Обратная связь как фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов в вузе // Феномен коммуникации в социально-гуманитарном знании и образовании: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 12 июня 2002г. – Мн.: РИВШ БГУ, 2002. - С.131-134.
Роля маўленчага этыкету ўпрафесiйнай дзейнасцiкiраўнiка // Культура мовы iграмадства: Матэрыялы Мiжнар. навук.-практ. канф., 5-6 снежня 2002г. – Мн.: БДПУ, 2002. - С.197-199.
Средства активизации внимания учащихся в ходе проведения лекционных занятий в вузе // 8-я Междунар. науч.-практ. конф. «Управление в социальных и экономических системах» 18-19 декабря 2002г., Минск: Материалы конференции. В 2-х т. Т.1. – Мн.: МИУ, 2002. -С.39-41.
Этикетные формулы согласия в текстах русских и белорусских народных сказок // Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин: Материалы 2-й Междунар. науч. конф., 26-27 марта 2003 г., Мозырь. В 2-х ч. Ч.1. – Мозырь: УО «МГПУ», 2003. - С.165-167.
Возможности применения технических средств в процессе обучения студентов логике и риторике // 9-я Междунар. науч.-практ. конф. «Управление в социальных и экономических системах» 14 мая 2003г., Минск: Материалы конференции. – Мн.: Изд-во МИУ, 2003. - С.80-81.
Факторы повышения коммуникативной компетенции преподавателя и студентов в учебном процессе // Многоуровневая система подготовки филологов: организация содержания и новые технологии обучения: Материалы Междунар. науч. конф.16-17 октября 2003г., Минск. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2004. – С.118-121.
Национально-культурная специфика русского и белорусского речевого этикета // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: Сб. науч ст. Вып. 5. – Мн.: БГУ, 2003. – С.53-57.
Риторическая специфика учебной телевизионной лекции //Управление в социальных и экономических системах: Материалы 10-й Междунар. науч.-практ. конф. (30 ноября 2003г., г.Минск). - Мн.: Изд-во МИУ, 2004. - С.66-67.
Новые технологии при обучении культуре речи учащихся вузов // Культура речи в условиях билингвизма: состояние, перспективы, инновационные технологии: Материалы междунар. науч. конф., Минск, 25-26 февраля 2004г. – Мн.: БГПУ, 2004. - С. 172-174.
Формирование логической культуры студентов как условие оптимизации учебно-воспитательного процесса в современном вузе // Управление в социальных и экономических системах: Материалы 11-й Междунар. науч.-практ. конф. (23 мая 2004г., г. Минск). - Мн.: Изд-во МИУ, 2004. - С.75-76.
Риторическая грамотность учащихся как показатель качества современного вузовского образования // Управление в социальных и экономических системах: Материалы 12-й Междунар. науч.-практ. конф. (5 декабря 2004г., г. Минск). - Мн.: Изд-во МИУ, 2004. - С.74-76.
Риторическая культура студентов: принципы и методы формирования // Е.Ф.Карский и современное языкознание: материалы 10-х междунар. Карских чтений, 16-17 мая 2005г., Гродно: В 2 ч. Ч.2. – Гродно: ГрГУ, 2005. – С.192-197.
Принципы организации учебной телевизионной лекции // Управление в социальных и экономических системах: м-лы 13-й Междунар. науч.-практ. конф. (12 июня 2005г., г. Минск). - Мн.: Изд-во МИУ, 2005. - С.72-73.
Методика подготовки публичного выступления // Идеология. В. 2 ч. Ч. 2 / под науч. ред. В.А. Гребень, Е.П. Сопилкина. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2005. – 376 с. - С.166-179.
Коммуникативная компетенция преподавателя и студентов: условия и принципы формирования // Формирование системы учебно-воспитательной деятельности в частном вузе. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006. - С. 79-99.
Речевое мастерство преподавателя вуза // Язык и межкультурные коммуникации: сб. науч. ст.; отв. ред. В.Д. Стариченок. – Минск: БГПУ, 2007. – С.179-180.
Что значит говорить логично // Фокус. - №3, 2009.- С.52-59.
Доказать - значит убедить? //Русский язык и литература. - №4, 2010. – С.9-19.
Коммуникативные стратегии и тактики в споре // Язык и межкультурные коммуникации: материалы 3-й Междунар. науч. конф., Минск-Вильнюс, 17-20 мая 2011 г. – Минск: БГПУ, 2011. – С. 171-172.
Приемы речевого дизайна // Фокус. - №3, 2011. – С.28-33.
Оперирование понятиями как логическая основа эффективного обучения языку и речи // Русский язык и литература. - №5, 2012. – С.3-13.
Дидактический аспект речевого этикета // Русистика в Беларуси. Вестник БООПРЯЛ. - №3, 2012. – С. 44-53.
Типология речевого этикета в аспекте преподавания РКИ // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы 6-й Междунар. науч.-метод. конф., 16-17 мая 2013 г. , Минск / редкол.: С.И. Лебединский (гл. ред.) [и др.].– Минск: Изд. центр БГУ, 2013. - С.199-202.
Полиаспектность речевого этикета // Текст. Язык. Человек: сб. науч. трудов. В 2-х ч. Ч.1 / УО «МГПУ» им. И.П. Шамякина; редкол.: С.Б. Кураш (Отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2013. - С.226-228.
Обращения-номинации в русском и китайском языках (на материале рассказов А.П. Чехова) (соавтор Цзян Ян) // Актуальные проблемы организации учебного процесса и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях: сб. науч. ст. / редкол.: С.И. Лебединский (отв. ред.) [и др.].– Минск: Изд. центр БГУ, 2013. - С.86-90.
Особенности изучения пословиц и поговорок в курсе русского языка для китайских стажеров // Технологии обучения РКИ (языкам) и диагностика речевого развития: материалы XVIIIМеждунар. науч.-практ. конф. под эгидой МАПРЯЛ (Минск, 13-14 сент. 2013 г.). – Минск: БГЭУ, 2013. – С. 119-120.
Этикетные формулы прощания в русских и белорусских народных сказках // «Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования» [Текст] : сб. науч. трудов по материалам VIМеждународ. науч.-метод. конф., Брест, 21–22 нояб. 2013 г. В 2 ч. Ч.1. / М-во образования Респ. Беларусь, Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; [рекол.: Л.А. Годуйко, Л.Н. Грицук,С.А. Королевич [и др.] ; под общ. ред. О.Б. Переход]. – Брест : Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – С. 88-92.
Савчук, Т. Н. Инференция в научном гуманитарном дискурсе / Т. Н. Савчук // Текст. Язык. Человек : сб. науч. трудов. В 2 ч. Ч.1 / УО «МГПУ» им. И.П. Шамякина ; редкол.: С.Б. Кураш (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2015. – С. 50–52 (0,4 п.л.).
Савчук, Т. Н. Прагматика научного гуманитарного дискурса (аргументативный аспект) / Т. Н. Савчук // Язык и межкультурные коммуникации : материалы V Междунар. науч. конф., Минск - Вильнюс, 19-23 мая 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. В. Д. Старичёнок [и др.]; отв. ред. В. Д. Старичёнок. – Минск : БГПУ, 2015. – С. 263–267 (0, 25 п.л.).
Савчук, Т. Н. Лингвопрагматическое своеобразие аргументации в научном гуманитарном дискурсе / Т. Н. Савчук // Актуальные проблемы лингвистики : сб. ст. по итогам междунар. науч. конф., 27 марта 2015 г. / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; [редкол. (отв. ред.) Н.Н. Парфёнова и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – Вып. 8. – С. 141–146.
Саўчук, Т. М. Аргументатыўныя канструкцыі ў навуковым гуманітарным дыскурсе / Т. М. Саўчук // Беларуская лінгвістыка. – 2015. Вып. 75. – С. 76–84.
Савчук, Татьяна. Ситуации этикетного обрамления в русском и белорусском языках (на материале народных сказок) / Татьяна Савчук // Studia Wschodniosłowiańskie. - Białystok : Wydawnictwo Uniwersytetu w Białymstoku, 2015. – T. 15. - С. 429-443.
Савчук, Т. Вербализация аргументативных структур в научном гуманитарном дискурсе / Т. Савчук // Русистика и современность. 18-я Международная научная конференция. Сборник научных работ. – Рига : Балтийская международная академия, 2016. – С. 461–468.
Савчук, Т. Н. Прагматическая аргументация в научно-гуманитарном дискурсе (на материале русского и белорусского языков) / Т. Н. Савчук // Вестник МГЛУ. Сер. 1, Филология. – 2016 - № 2 (81). – С. 114–121.
Савчук, Т. Н. Причинно-следственная аргументация в русско- и белорусскоязычной гуманитаристике / Т. Н. Савчук // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2016. – № 1. – С. 38–45.
Саўчук Т. М. Вербальныя індыкатары структурных элементаў аргументацыі ў беларуска- і рускамоўным навукова-гуманітарным дыскурсе / Т. М. Саўчук // Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования : сб. науч. тр. VІІ Междунар. конф. ; Брест, 26–27 нояб. 2015 г. : в 2 ч. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: Л. А. Годуйко [и др.] ; под общ. ред. О. Б. Переход. – Брест : БрГУ, 2016. – Ч. 1. – С. 278–282.
Приемы косвенного представления тезиса аргументации и специфика его реконструкциив русско- и белорусскоязычной гуманитаристике / Т. Н. Савчук // Вестник МГЛУ. Сер. 1, Филология. – 2016. – № 6 (85). – С. 108–116.
Савчук, Т. Н. Классификационные схемы аргументации в дискурсе гуманитарных наук (на материале русских и белорусских текстов) / Т. Н. Савчук // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. – 2017. – Т. 16. – № 1. – С. 97–108.
Савчук, Т. Н. Прагматическая специфика фактуальных схем в научно-гуманитарной аргументации / Т. Н. Савчук // Вес. Беларус. дзярж. пед. ун-та. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2017. – № 1 (91). – С. 97–102.
Савчук, Татьяна. Проблема обоснования ценностей в гуманитаристике: когнитивно-прагматический подход / Татьяна Савчук // Respectus Philologicus. – 2017. – Nr. 31 (36). – С. 59–69.
Савчук, Т. Н. Способы репрезентации тезиса в научно-гуманитарной аргументации (на материале русского и белорусского языков) / Т. Н. Савчук // Рус. яз. и лит. – 2017. – № 2 (209). – С. 53–59.
Саўчук, Т. М. Прагматычны патэнцыял аналогіі ў аргументатыўным дыскурсе (на матэрыяле беларуска- і рускамоўных артыкулаў па гуманітарыстыцы) / Т. М. Саўчук // Беларус. лінгвістыка. – 2017. – Вып. 79. – С. 82–91.
Савчук, Т. Н. Апелляция к экспертным знаниям как прием аргументации в дискурсе гуманитарных наук / Т. Н. Савчук // Язык и межкультурные коммуникации : материалы VI Междунар. науч. конф., Вильнюс – Минск, 17–20 мая 2017 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. В. Д. Старичёнок [и др.]; отв. ред. В. Д. Старичёнок. – Минск : БГПУ, 2017. – С. 185–188.
Савчук, Т. Н. Интегрированный подход к анализу энтимем в научно–гуманитарной аргументации / Т. Н. Савчук // Эксплицитное и имплицитное в языке и речи : тез. докл. Междунар. науч. конф., Минск, 10–11 мая 2017 г. / Мин. гос. лингв. ун-т ; редкол.: Л. М. Лещева (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2017. – С. 243–245.
Савчук, Т. Н. Аргументация в русско- и белорусскоязычном научно-гуманитарном дискурсе / Т. Н. Савчук. – Минск : Изд. центр Белорус. гос. ун-та, 2018. – 279 с.
Савчук, Т. Имплицитные элементы в структуре аргументации: проблемы интерпретации и способы восстановления / Т. Савчук // Respectus Philologicus. – 2018. – Nr. 33 (38). – С. 27–37.
Савчук, Т. Н. Стратегия критики в научно-гуманитарной аргументации (на материале русского и белорусского языков) / Т. Н. Савчук // Весн. Брэсц. ун‑та. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2018. – № 1. – С. 68–76.
Савчук, Т. Семантико-прагматические ошибки в научной аргументации (на материале русских и белорусских гуманитарных текстов) / Т. Савчук // Rusistica Latviensis / Latvijas Univ., Rusisticas centrs. – Riga, 2019. – T. 8: Глобальные и локальные процессы в славянских языках, литературах, культурах 2. – Lp. 135–147.
Савчук, Т. Н. Фоновые знания в структуре научно-гуманитарной аргументации / Т. Н. Савчук // Текст. Язык. Человек : сб. науч. трудов. В 2 ч. Ч.1 / УО «МГПУ» им. И.П. Шамякина ; редкол.: С.Б. Кураш (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2017. – С. 68–71.
Саўчук, Т. М. Спецыфіка эмпірычнай аргументацыі ў беларуска- і рускамоўнай гуманітарыстыцы / Т. М. Саўчук // Беларуская мова, літаратура, культура і свет: праблемы рэпрэзентацыі : зб. навук. артыкулаў па выніках Міжнар. навук. канф. / Мінск дзярж. лінгв. ун-т. ; рэдкал.: Л. А. Тарасевіч, П. В. Васючэнка (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2018. – С. 266–271.
Савчук, Т. Н. "Ложная навигация" в аргументирующем рассуждении (на материале русских и белорусских научно-гуманитарных текстов) / Т. Н. Савчук // Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования : сб. науч. тр. VІІІ Междунар. конф. ; Брест, 23–24 нояб. 2017 г. : в 2 ч. / Брест. гос. ун-т ; редкол.: Л. А. Годуйко [и др.] ; под общ. ред. О. Б. Переход. – Брест, 2018. – Ч. 2. – С. 108–112.
Савчук, Т. Н. Прагматическая многозначность вербализаторов аргументативных схем в дискурсе гуманитарных наук / Т. Н. Савчук // Вариативность в языке и речи : тез. докл. Междунар. науч. конф., Минск, 4–5 апреля 2019 г. / Мин. гос. лингв. ун-т ; редкол.: Л. М. Лещева (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2019. – С. 219–221.
Савчук, Т. Н. Особые приемы структурирования аргументации в дискурсе гуманитарных наук / Т. Н. Савчук // Текст. Язык. Человек : сб. науч. тр. / УО «МГПУ» им. И. П. Шамякина ; редкол.: С. Б. Кураш (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2019. – С. 185–189.
Савчук, Т. Н. Аргументация в дискурсе гуманитарных наук (на материале русско- и белорусскоязычных текстов) : дис. … д-ра филол. наук : 10.02.19 / Т. Н. Савчук. – Минск, 2019. – 343 л.
Савчук, Т. Н. Прагматическая омонимия аргументативных вербализаторов в русско- и белорусскоязычной научно-гуманитарной коммуникации / Т. Н. Савчук // Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования : сб. науч. тр. ІХ Междунар. науч. конф., Брест, 22–23 нояб. 2019 г. : в 2 ч. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: О. Б. Переход, О. А. Фелькина; под общ. ред. О. Б. Переход. – Брест : БрГУ, 2020. – Ч. 1. – С. 67–71.