Третий год подряд студенты-классики филологического факультета БГУ проводят в мае академические «каникулы» в Варшаве. Эти научные стажировки – результат уже ставшего постоянным сотрудничества кафедры классической филологии БГУ с факультетом «Artes liberalеs» («Свободные искусства») Варшавского университета и международным проектом «Our Mythical Childhood… The Reception of Classical Antiquity in Children’s and Young Adults’ Culture in Response to Regional and Global Challenges» («Наше мифическое детство… Рецепция античности в детской и молодежной культуре как ответ на региональные и глобальные проблемы»). Как и ранее, эта поездка принесла не только образовательный опыт. Студенты привезли в Беларусь и более свежий взгляд на привычные занятия, и заразительный энтузиазм зарубежных коллег.
Попасть в Варшаву в качестве гостей факультета «Artes liberalеs» – большая удача. Ведь это возможность примерить на себя – пусть и на недолгое время – иную систему образования. Те самые дисциплины, которые ежедневно изучаются в рамках специальности «Классическая филология», предстают под другими, иногда неожиданными, ракурсами. Это помогает взглянуть на свои знания вне привычных рамок. Опыт зарубежной стажировки, безусловно, дает возможность расширить свои академические горизонты: новыми техниками, новыми подходами или новым форматом.
Деятельность студентов на стажировке была разнообразной. От лекционных и семинарских занятий на факультете или работы над собственными дипломными проектами в уютной библиотеке университета – до довольно интенсивной недели научно-практической конференции «The Present Meets the Past» («Современность встречается с прошлым»). Проект «Наше мифическое детство…» в этом году функционировал именно в таком формате: более камерном, но отнюдь не менее насыщенном.
На заседаниях секций конференции студенты узнавали не только о влиянии текстов Светония на молодежные комиксы о Калигуле или Нероне, о культурной матрице Камеруна либо об истории неопубликованного в коммунистические времена перевода «Метаморфоз» Овидия. Отдельные практические занятия были посвящены древнегреческим танцам и созданию собственных черно- или краснофигурных ваз на бумажном шаблоне. А заседание на тему «Mythology and Autism» («Мифология и аутизм») вообще прошло в кафе, которое открыли люди с аутизмом и с помощью которого они обеспечивают собственную финансовую самостоятельность; разговор там шел о том, как, например, мифы о Геракле помогают во время психотерапии работать с агрессией мальчиков-подростков. Студентам также повезло не только присутствовать на презентации новой анимированной вазы британского проекта «Panoply Vase Animation Project», но и получить инсайд от руководства Национального художественного музея Варшавы, как будут выглядеть залы, посвященные Древней Греции и Риму, которые сейчас реставрируются.
Для студенческой секции конференции студенты-классики из БГУ, наверное, самые младшие из постоянных участников, готовили персональные выступления на английском языке, темы которых демонстрировали рецепцию античности современной белорусской молодежью: «Латинские надписи как элементы античной и современной культуры» (А. Тихонович и Н. Мужило), «Ожившие классические мифы в творчестве современного белорусского графика Романа Сустова» (Е. Леончик), «Научная фантастика, музыка, античная астрономия: их влияние на белорусскую молодежь» (Е. Пипко) и «Античные корни социального активизма» (А. Герус). Особенно приятными были комплименты и ободрения от известных исследователей, обращавшихся по-латински с благодарностью не только за презентации, но и за сказаную студентами на латинском языке приветственную речь.
Студенческая научная стажировка такого рода – это не только возможность зарядиться научным энтузиазмом или узнать, чем живут иностранные исследователи, но и отличный шанс проверить свои знания и наконец узнать, что их качество не уменьшается и не исчезает со сменой места твоей геолокации.