Важник Сергей Александрович

кандидат филологических наук, доцент
Образование:
1987–1991 гг. – Минское педагогическое училище № 2 (диплом «с отличием»; квалификация «Учитель начальных классов»);
1991–1996 гг. – Филологический факультет БГУ (диплом «с отличием»; квалификация «Филолог. Учитель белорусского и русского языка и литературы», «Учитель польского языка»).
В 2002 году защитил диссертацию по теме «Дыстрыбуцыйныя ўласцівасці дзеяслоўнага прэдыката ў беларускай і польскай мовах» по специальностям 10.02.01 «Белорусский язык» и 10.02.03 «Славянские языки».
Работа:
1996–2015 гг. – преподаватель-стажер, преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры современного белорусского языка БГУ.
2002–2015 гг. – заместитель декана по воспитательной работе и социальным вопросам Филологического факультета БГУ.
1996–2013 гг. – преподаватель белорусского языка и заведующий кафедрой белорусского языка и литературы Лицея БГУ.
2015–2018 гг. – директор НМУ «Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь».
2018–2021 гг. – декан Факультета социокультурных коммуникаций БГУ.
Кроме того, в разные годы С.А. Важник являлся:
ученым секретарём Белорусского комитета славистов при НАН Беларуси (2007–2014 гг.);
генеральным секретарём Международного комитета славистов (2008–2013 гг.);
ученым секретарём Совета по защите диссертаций Д 02.01.24 по специальностям 10.02.19 «Теория языка» и 10.02.03 «Славянские языки» (2013–2017 гг.);
редактором научно-практического журнала «Вестник образования» (2015–2018 гг.);
редактором научных серий «Языковеды Беларуси» (2006 г. – по настоящее время) и «Лекции по Интернет-лингвистике» (2007 г. – по настоящее время);
соредактором научных журналов «Полонистика» (2002–2013 гг.) и «Актуальные проблемы полонистики» (2006–2009 гг.);
членом Руководящего комитета от Республики Беларусь совместной программы Европейского Союза и Совета Европы «Поддержка образовательной политики в сфере демократической гражданственности и образования в области прав человека в шести государствах Восточного партнерства» (2015–2018 гг.).
Международные проекты:
«Składnia porównawcza języków słowiańskich drugiej połowy XX wieku» (Педагогическая Академия г. Кракова, Университет г. Ольштын, Университет г. Лодзь);
«Славянские предлоги в синхронии и диахронии: морфология и синтаксис» (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы);
«Модели простого предложения с учетом их типовых значений и речевых реализаций» (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Донецкий национальный университет).
За последние годы прошел повышение квалификации по программам:
«Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению» (Московский педагогический государственный университет, 15–19 марта 2017 г.);
Joint Programme of the European Union and the Council of Europe Promoting Human Rights Education and Democratic Citizenship in Eastern Partnership countries «Competence based approach in education: Council of Europe framework for democratic culture» (Minsk, March 2017 – May 2017).
Подготовил более 30 победителей Республиканской олимпиады по белорусскому языку. Руководит тремя аспирантами (Анастасия Албут, Валерий Варанович, Павел Рааго). Ученица С.А. Важника Марина Кажарнович защитила диссертацию в Словакии.
Среди научных достижений С.А. Важника более 200 публикаций в области контрастивного синтаксиса славянских языков, сравнительной грамматики, белорусско-польских и белорусско-русских языковых связей, функционально-коммуникативной грамматики, семантического и функционального синтаксиса, лингвистики текста, теории перевода, синтаксической нормы. Автор монографии «Кантрастыўны сінтаксіс польскай і беларускай моў: семантыка і дыстрыбуцыя дзеяслоўнага прэдыката» (2008 г.), а также работы «Тры стыхіі Байнэта, або Праява нацыянальнай моўнай самаідэнтыфікацыі» (Лекции по Интернет-лингвистике; Вып. 1, 2007 г.).