Научный семинар «Рецепция античных образов и мотивов в литературе и культуре», посвященный 200-летию Ф. М. Достоевского

18 мая 2022 года на филологическом факультете состоялся научный семинар «Рецепция античных образов и мотивов в литературе и культуре», посвященный творчеству Ф. М. Достоевского.

Организаторами мероприятия стали кафедра классической филологии и кафедра русской литературы БГУ. В семинаре приняли участие студенты специальностей «Белорусская филология» и «Классическая филология».

Открыли мероприятие зав. кафедрой классической филологии доцент О. Г. Прокопчук и зав. кафедрой русской литературы доцент Л. Л. Авдейчик, которые поприветствовали участников семинара и передали слово ст. науч. сотруднику Института философии Национальной Академии наук, доценту И. И. Морозовой.

В докладе «Эстетический идеал Ф. М. Достоевского» И. И. Морозова рассмотрела историю формирования мировоззрения писателя, раскрыла этапы его жизненного и творческого пути, где нашлось место вере и сомнениям, страданиям и светлому прорыву к красоте и истине. «Эстетический идеал Достоевского сложен именно своей амбивалентностью, – отметила И. И. Морозова, – он складывается из эстетики смерти, с одной стороны, и христианского понимания красоты, истины и добра, которые для писателя воплотились в образе Иисуса Христа».

Идеи Достоевского нашли отражение в дальнейшей истории развития литературы и философии, что отметила в своем выступлении зав. кафедрой русской литературы доцент Л. Л. Авдейчик. Она рассказала о взаимовлиянии творчества Достоевского и основателя русской религиозной философии Владимира Соловьева: «Известно, что юношеский образ и характер молодого Вл. Соловьева повлиял на создание облика Алеши в итоговом романе Достоевского “Братья Карамазовы”. Преломление идей Владимира Соловьева прослеживается в отдельных местах “Пушкинской речи” Достоевского. Соловьев же после смерти великого русского писателя и близкого по духу друга попытался глубоко осмыслить уникальное значение его творчества в “Трех речах в память Достоевского”, а потом и в других своих работах». В конце своего выступления Л. Л. Авдейчик подчеркнула, что идея Всеединства, неизменная формула «Красота – Добро – Истина», христианское отношение к миру, воплощенные в творчестве Достоевского и Соловьева, сохраняют актуальность и сегодня.

Большой интерес у участников семинара вызвал доклад зам. директора Института филологии ПетрГУ, доцента А. А. Скоропадской «Секреты записных книжек Достоевского». А. А. Скоропадская отметила неоднозначное отношение Ф. М. Достоевского к латинскому языку. Так, многие биографы считают, что неприятный ученический опыт сформировал негативное отношение будущего писателя к этому языку, которое он неоднократно транслирует в произведениях через слова персонажей. Однако в публицистических текстах, предполагающих выражение именно авторской позиции, можно найти неоднократные положительные оценки классических языков и классического образования. «Математика и два древних языка, латинский и греческий, признаны наиболее развивающим средством, умственным и даже духовным» (Дневник писателя, 1986 г.). Встречающиеся в текстах Достоевского латинские высказывания также свидетельствуют о наличии у писателя интереса к латинскому языку. В записях Достоевского встречаются десятки латинских слов и выражений. Самые частотные из них выполняют функцию текстовых помет (NB: Nota bene, Memento), другие представляют собой устойчивые выражения и популярные латинские афоризмы. Особенно заинтересовала слушателей история латинской фразы Strepidu belli propelluntur artes ‘шумом войны разгоняются искусства’, похожая на настоящий филологический детектив. Эта фраза встречается в записях Достоевского дважды, открытым остается вопрос ее происхождения. А. А. Скоропадская высказала предположение, что вероятным источником грамматического построения данной фразы может быть строка из Горация, а также привела убедительные доказательства своей гипотезы возникновения фразы в лексиконе писателя (из упражнений, содержащихся в «Практическом руководстве к переводам с Российского языка на латинский» Н. Белюстина). В своем выступлении докладчик остановилась на месте латинской афористики в целом в идиостиле Достоевского, а также роли упомянутой фразы в размышлениях писателя о влиянии войны на искусства и творчество. «Заключенный в афоризме тезис о несовместимости искусства и войны служит отправной точкой для развития парадоксальной мысли, что война стимулирует творческую активность и пробуждает в людях высокие чувства».

Доцент кафедры русской литературы Т. П. Сидорова подчеркнула, что данный семинар – значимое событие в ряду мероприятий, которыми кафедра русской литературы на протяжении года отмечает 200-летие со Дня рождения Ф. М. Достоевского: в сентябре 2021 года открытую лекцию по ценностному диапазону творчества Достоевского перед студентами русского отделения прочитал приглашенный лектор Савва Мажуко; в октябре 2021 года преподаватели кафедры выступили с докладами на Международном круглом столе, посвященном творчеству Ф. М. Достоевского, в Национальной Академии наук Беларуси; в ноябре 2021 была проведена кафедральная онлайн-конференция по творческому наследию Достоевского с участием студентов, учителей и учащихся белорусских школ. Настоящим событием стала поездка преподавателей и студентов филфака в Достоево в рамках программы «Образовательный туризм». Наконец, Т. П. Сидоровой в рамках курса истории русской литературы был организован ряд экскурсий со студентами в библиотеку Минской духовной академии, где хранится факсимильное издание Евангелия Достоевского. «Юбилей Достоевского, как и весь его творческий путь, – бесконечен и глубок; его поиски человека и разгадывание тайны человека никогда не перестанет “беспокоить” читателей и современных авторов», – отметила Т. П. Сидорова.

Участники семинара остались довольны содержанием и организацией мероприятия и выразили интерес к дальнейшему сотрудничеству в подобном формате. Студенты получили лучшее представление о роли и месте античной культуры в образовании Ф. М. Достоевского, ее влиянии на творчество автора, а также понимание значения и места античности в мировой культуре.

IMG 2134

IMG 2147

IMG 2172

IMG 2224