30 ноября на филологическом факультете Белорусского государственного университета состоялся авторский тренинг к.ф.н., доцента кафедры русской литературы Л. В. Камлюк-Ярошенко для учащихся учреждений общего среднего образования.
Креатив-тренинг «Мир-текст как сеть реальностей: история и фантазия, техно и визуал, игра и миф» привлек 42-х участников из школ г. Минска и Минской области: учащиеся 6-10 классов СШ №24 г. Борисова с учителем Т. А. Коноваленок, 9-11 кл. гимназии №1 имени В. А. Короля г. Червеня, 10 класса СШ №2 имени А. К. Флегонтова г. Червеня, 8 кл. Гребёнской СШ Червенского района с учителем Н. В. Каминской, 11 класса средней школы № 185 имени С. О. Притыцкого с педагогами Н. С. Сильченко и Т. Н. Лесковской, 6 класса гимназии №24 г. Минска с Д. В. Шамраевой, 9 кл. г. Копыля с Т. М. Неделько, а также участницы Школы литературного критика кафедры русской литературы.
В игровой форме с помощью интермедиальных приемов образовательного квеста участники разного возраста и уровня владения культурой чтения знакомились с понятием «мир-текст», позволяющим осмысливать художественные тексты как кросс-реалистичные истории, которые объединяют элементы различных жанров: фэнтези, фольк-хоррора, перфоманса и наивного искусства примитивистов. Во время групповой работы (в составе групп сменного состава) учащиеся и педагоги анализировали тексты с точки зрения их семантической многослойности и связи с культурным контекстом и традицией. Такое взаимодействие школьников разных возрастов – от 5-6 классов до старшеклассников – и учителей всегда интересно и продуктивно, так как способствует формированию навыков совместного креативного мышления и эффективной командной работы.
Мероприятие имеет значительный профориентационный потенциал: оно не только демонстрирует возможности современного литературоведения, но и пробуждает интерес к профессии филолога и, хочется надеяться, расширяет круг будущих абитуриентов филологического факультета.
Отзывы участников
Наталья Каминская (Червень): «Мы сегодня стали участниками необычного занятия.
…нет, это была не лекция; нет, это был не урок, нет – не практикум в том виде, который мы проводим для отработки умений и навыков.
Это был экскурс в мир текста, погружение в слово – и попадание в сеть смыслов...
Проведенный коворкинг "прокачал" у участников способность соединять визуал и тексты нового типа. Но... без традиций и классики не обошлись. Литературные "адтулінкі-адсюлінкі" 😉 помогли " распаковке" непростого перфоманс-текста🤯
Целью автора тренинга было показать разницу между плоским миром повседневной реальности (что вижу) и многомерным пространством текста (что чувствую, что понимаю, что представляю), состоящего из тех же слов»
Татьяна Коноваленок (Борисов): «А я бы хотела отметить необычность формата проведения в принципе 🤗
Придумать, обдумать и воплотить занятие для 5-х классов и "старшаков"(как сказали 5-клашки🤣) – это своего рода СМЕЛОСТЬ. И эта смелость оказалась оправданной: все получилось легко и воздушно, свободно и профессионально. Мои пятиклашки, конечно, сказали, что сразу было непривычно, как будто другом мире находились. Но! Когда мы прощались, они говорили о том, что так много они ещё ни разу не думали, особенно им было страшно, что вокруг много взрослых и "старшаков", но потом они поняли "что надо не бояться, а думать".
На мой взгляд, пусть они пока маленькие читатели, но работа с текстами – это уже часть их жизни. И уметь их читать и, погружаясь в смыслы, чувствовать, интерпретировать и рассуждать...это нужно "чем раньше, тем лучше "».
Дарья Шамраева (Минск): «Самое важное – это то, что всё о-о-очень понравилось моим ребятам! Интересовались, попадем ли мы к Вам на игру 21 декабря, говорили, что всем остальным, кто не посетил тренинг, очень не повезло. Мне тоже всё очень понравилось. Было необычно оказаться на филфаке уже не в роли студентки, со СВОИМИ учениками) Мы с ребятами на дополнительных занятиях очень стараемся анализировать тексты, но времени редко на всё хватает... А тут выдалось целое занятие для интерпретаций, для полета фантазии и воображения! Это чудесно)
Надеюсь, это наша очередная, а не единственная встреча)»