Открытая лекция-диалог на тему «Еврипид – “философ на сцене”»

19 ноября 2018 г. состоялся мастер-класс старшего преподавателя кафедры классической филологии Ю. А. Седининой-Барковской в форме открытой лекции-диалога на тему «Еврипид – “философ на сцене”». Форма лекции-диалога была выбрана для активного вовлечения студентов в процесс освоения учебного материала. Наличие у студентов достаточного объема знаний по мифологии и истории Древней Греции позволило использовать коллективный опыт аудитории при выявлении специфических особенностей творчества последнего из великой триады греческих трагиков. Продуктивное сотрудничество преподавателя и студентов через эвристический диалог дало возможность досконально выявить причины кризиса полисного мировоззрения, обусловившего важнейшие черты творчества Еврипида. Также совместно была обрисована культурная среда, в которой творил Еврипид, сопоставлено влияние на общество учений софистов и Сократа. Студенты смогли проследить, каким образом диалектический метод совместного установления объективной истины, который сам Сократ называл «майевтикой», послужил основой для современной эвристической организации процесса продуктивного творческого мышления.

Сопоставление традиционных мифологических трактовок и их преломлений в произведениях Еврипида, сравнение творческих методов и идейных концепций древнегреческих драматургов осуществлялось с целью развития умений студентов рассматривать изучаемые явления и вопросы с различных точек зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Средствами активизации выступали как отдельные вопросы к аудитории, так и организация дискуссии, создание условий для возникновения альтернатив. Активное участие студентов в поиске решений поставленных проблем, их эмоциональное «вживание» в рассматриваемый материал предоставляло возможность преподавателю наиболее доказательно изложить очередной тезис выступления. Совместно с преподавателем студенты увлеченно искали причины «сниженности» мифологических героев, анализировали последствия трансформации мифологических сюжетов, следили за нарастанием психологизации; сравнивали системы миропостроения Эсхила, Софокла и Еврипида. Итогом коллективного исследования явилась «мозговая атака», позволившая аудитории сформулировать комплекс закономерностей литературного процесса, систематизированных в виде совместно выработанных тезисов.

Как в ходе самой лекции, так и в рамках предшествующей самостоятельной проектно-эвристической деятельности студентов были широко задействованы современные информационно-коммуникативные образовательные технологии. Перед занятием с помощью сервиса Google Classroom студентам было предложено ознакомиться как с классическими театральными постановками трагедий Еврипида, так и с их остросовременными прочтениями; оживленное дискуссионное обсуждение данных материалов составило заключительную часть занятия. В ходе самой лекции с целью актуализации внимания студентов и акцентуации наиболее важных вопросов темы использовалась слайд-презентация, а элементы драматизации с декламацией отрывков из трагедий Еврипида как на древнегреческом языке, так и в переводе, сопровождалось выразительным слайд-шоу, где были продемонстрированы как работы ведущих мастеров изобразительного искусства, так и постеры современных постановок. Привлечение в качестве иллюстративного материала объектов европейского искусства способствовало активизации творческого мышления студентов. Выбранная методология призвана служить расширению культуроведческих горизонтов познания, реализации категорий внутридисциплинарной и междисциплинарной преемственности и перспективности.

В обсуждении мастер-класса приняли участие заведующий кафедрой классической филологии кандидат филологических наук О. Г. Прокопчук, заведующий кафедрой риторики и методики преподавания языка и литературы кандидат педагогических наук И. В. Таяновская, ведущий специалист учебно-методической лаборатории инноваций в образовании БГУ И. А. Середа, преподаватели кафедры.

И. В. Таяновская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой риторики и методики преподавания языка и литературы:

Диалог со студентами на этом учебном занятии обретает поэтапно, поступательно развивающуюся направленность. Историко-культурное и моралистическое сопоставление затрагивает разнообразные художественные тексты, героев и возможные мнения. Правомерность поступков героев оценивается как с точки зрения логики мифа, так и с точки зрения греческого общества; с моральной и с правовой позиции, что помогает студентам, как «полноправным героям занятия», прийти к собственным, продуманным и взвешенным выводам. Современно звучит неоднозначное, нелинейное осмысление гендерной проблематики в творчестве Еврипида (к примеру, прослеживается генезис мнения о его женоненавистничестве, и вместе с тем – звучит проникновенный монолог о драматичности судьбы женщины, поднимающий голос в защиту ее прав).

Содержание мультимедийной презентации, как все мы могли убедиться, обладало расширенным культурологическим звучанием, обращалось к элементам отображения тематики занятия через призму различных видов искусства. К примеру, в связи с анализом трагедии Еврипида «Медея» демонстрируется фреска из г. Помпеи, посвященная образу Медеи и находящаяся в музее Неаполя. При анализе трагедии «Геракл» мы видим скульптуру «Геракл и Лихас» Антонио Кановы, представленную в Национальной галерее современного искусства в Риме. Показ презентации носит преемственно-возвратный характер: сравниваются между собой различные составляющие ее слайды.

Выводы лекции в презентации совершенно неслучайно определяются как «наши», совместно созидаемые и созданные преподавателем и студентами – участниками занятия.

Художественное исполнение фрагментов трагедий на занятии получает выразительность, доходящую до степени театрализации: лектор обладает явственным талантом декламаторского усиления (эмфазы).

В многоликих обликах-ипостасях, отраженных в лекции, Еврипид выступает не только как масштабный философ на сцене, но и как проникновенный психолог, судья, пристально вглядывающийся во внутреннюю суть человека, и как пластический скульптор, ваяющий зримые образы сцены.

О. С. Зарембо, кандидат филологических наук, доцент:

Юлия Анатольевна не просто увлекательно (и увлеченно!) рассказывала студентам о жизни и творчестве Еврипида, но мотивировала аудиторию к активной дискуссии, мастерски направляя слушателей к обсуждению наиболее проблемных вопросов драматургии великого трагика, и сумела пробудить живой интерес к древним образам и сюжетам. При объяснении темы преподаватель также широко использовала сведения из античной мифологии, истории, этики, продемонстрировав разностороннюю эрудицию филолога-классика. Особо хочу отметить включенную в лекцию слайд-презентацию с подборкой современных афиш театральных постановок Еврипида, которая проиллюстрировала значимость античных сюжетов для европейской (и шире – мировой) культуры до настоящего времени.

О. Г. Прокопчук, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой классической филологии:

Форма проведения мастер-класса – лекция-диалог – реализована превосходно: мы увидели использование эвристического метода в ходе всей лекции; это стало возможным на основе привлечения широких интердисциплинарных связей. Ю. А. Сединина-Барковская активно актуализировала знания студентов по уже пройденным дисциплинам, таким как «История Древней Греции и Рима», «Античная мифология», «Античная метрика и риторика». Действительно, в майевтической манере рождалось новое знание у студентов: они сами приходили к основополагающим выводам, а преподаватель выступала в качестве искусного наставника, подталкивающего к истине. Сама тема занятия «Еврипид – “философ на сцене”» преломилась и в образе лектора. Лекторская площадка стала для Юлии Анатольевны одновременно и философской трибуной (рефлексия со студентами над важнейшими философскими темами жизни и смерти, долга, чести, любви) и театральными подмостками (драматическое чтение фрагментов из Еврипида), что произвело мощнейшее впечатление не только на студентов, но и на присутствовавших коллег. Предпросмотр студентами предложенных преподавателем современных постановок трагедий Еврипида также дал возможность для рефлексии над преломлением античных образов в современном искусстве. Очевидно, что возможность предварительной подготовки студентов к лекции в форме различных заданий и выложенных заранее материалов в Google Classroom позволяет провести лекцию в креативной и поисковой форме, что увлекает студентов и более полно раскрывает их личностные качества.

Image

Ресурсы

Image
Image
© 2022 Филологический факультет БГУ