Проблемное обучение на практических занятиях: кафедра русского языка делится опытом

30 ноября на филологическом факультете состоялось открытое практическое занятие по исторической грамматике русского языка, проведённое доцентом кафедры русского языка Ольгой Владимировной Зуевой. Тема занятия – «История редуцированных гласных в древнерусском языке. Фонетическое распределение и позиции редуцированных гласных». Конкретные решавшиеся на занятии лингвометодические задачи стали той «информацией для размышления», которая необходима студентам для понимания ими самими важных, индивидуально значимых целей – в отношении как отдельного занятия, так и всей дисциплины в принципе.

Главной целью занятия, безусловно, стало развитие личности студента. Эта цель требует конкретизации – в данном случае по четырем направлениям:

1) развитие когнитивных способностей студентов, а именно умения видеть единую систему в разрозненных на первый взгляд явлениях;  умения критически воспринимать информацию; умения ассоциативно мыслить;

2) развитие творческих способностей студентов: на занятии студенты представляли свой собственный «образовательный продукт»; кроме того, некоторые из предложенных заданий требовали усилий воображения;

3) развитие коммуникативных способностей студентов: обсуждение дискуссионных теоретических положений невозможно без умения обосновать свою точку зрения;

4) формирование ценностного отношения учащихся к истории и культуре восточных славян: каждое занятие по истории русского языка, включающее чтение и осмысление средневековых текстов, имеет выход на широкий культурно-исторический контекст.

Занятие проводилось со студентами 2 курса специальности «Русская филология». В ходе занятия последовательно создавались учебные ситуации, требовавшие активной поисковой деятельности студентов. Так, в начале занятия для активизации опорных знаний студентам было предложено назвать по одному ключевому слову, представляющему изучаемую тему. Это задание направлено на развитие умения отделять существенное от второстепенного и на понимание того, что не любой термин, употребляемый при изучении темы, является ключевым. Студенты успешно справились с этим заданием, в том числе при активной помощи друг другу.

Далее были заданы проблемные вопросы, касающиеся разной интерпретации изучаемого языкового факта. Студенты обсудили существующие в науке мнения, попытались предложить свои объяснения. Каждый пришёл к собственному выводу о том, какая позиция ему ближе.

Проверка домашнего задания прошла быстро: на слайде преподаватель представила правильные грамматические формы, а студенты сравнили их с теми, которые они записали дома в своих рабочих тетрадях. Такая форма проверки удобна: она позволяет не терять время. На возникшие у одногруппников вопросы ответили сами студенты, успешно справившиеся с заданием. 

Чтение, перевод и анализ средневекового текста – это классический вид учебной деятельности, имеющий проблемно-поисковый характер «в чистом виде». Студенты изучали надпись на кресте Ефросинии Полоцкой 1161 года. Само обращение к национальной реликвии белорусов, а также рассказ преподавателя о находке белорусскими археологами в 2017 году печати Ефросинии Полоцкой и комментарий к надписи на этой печати – всё это стало элементом духовного и патриотического воспитания студентов-филологов. В процессе анализа текста студенты выполняли целый комплекс заданий, требующих самого живого диалога и активной поисковой деятельности: толкование «непонятных» по содержанию мест и комментирование необычных грамматических форм, объяснение наличия каких-то «неожиданных» языковых явлений и отсутствие прогнозируемых; определение жанрово-стилистической принадлежности памятника. Некоторые задания выполнялись индивидуально, и студенты высказали свои «заключения» по тому или иному вопросу.

Важное место на занятии было отведено представлению студентами собственного «образовательного продукта». Им стали самостоятельные работы, которые студенты составили по изучаемой теме (самые общие параметры заданий были предложены преподавателем). Студенты обменялись этими работами на занятии, выполнили их, а потом каждый автор забрал домой на проверку ту работу, которую он составлял. Такой вид организации самостоятельной деятельности учащихся уже внедрен преподавателем в практику изучения дисциплины, и он находит положительный отклик у студентов. Задания имеют большую эффективность, так как позволяют каждому студенту проявить себя, инициируют все виды его творческой и познавательной активности (подходит ли этот вопрос? как правильно сформулировать мысль? – и так далее), вызывают чувство ответственности и здоровый азарт. Авторы лучших заданий поощряются преподавателем.

После достаточно сложных видов деятельности «для отдыха» студенты приняли участие в небольшой лингвистической игре. Группа была разделена на четыре команды, каждая из которых выполняла задания – искала ответы на вопросы, вынесенные на слайды. Игра была направлена на формирование у студентов умения различать рефлексы трёх видов полногласия, один из которых, так называемое «второе», непосредственно относится к изучаемой теме. Игра вызвала большой интерес как у студентов, так и у посетивших открытое занятие преподавателей.

В качестве домашнего задания студентам было предложено выполнить задания аналитического характера по рабочей тетради и изучить дискуссионные моменты по вопросу о причинах и факторах падения редуцированных звуков.

Обсуждение занятия посетившими его преподавателями и полученные отзывы студентов показали, что форма организации учебной деятельности, последовательно реализуемая на кафедре русского языка и представленная на конкретном занятии по исторической грамматике, является высокоэффективной. Она инициирует постоянную познавательную активность студентов в ходе выполнения заданий проблемного характера; требует самостоятельного поиска решения учебных задач; позволяет студентам раскрыть свои творческие способности. Историческая грамматика перестает быть «сухой», далекой от интересов современных студентов академической дисциплиной и становится интересным, для каждого по-своему полезным материалом.

 

Image

Ресурсы

Image
Image
© 2022 Филологический факультет БГУ