7 апреля 2021 г. на филологическом факультете состоялся круглый стол «Роль педагогической практики в профессиональной подготовке студентов-филологов», в котором приняли участие студенты IV курса специальностей «Славянская филология», «Русская филология (по направлениям)» и руководители педагогической практики. Студенты поделились опытом, приобретенным во время производственной практики, отметили большую роль педагогической практики в профессиональном становлении филологов как будущих учителей и преподавателей.
Кристина Бабрович рассказала о положительных впечатлениях от работы в качестве учителя русского языка и литературы в средней школе, о трудностях, которые могут встретиться во время педагогической практики, и о способах их преодоления, обратила внимание на важность умений студентов-практикантов объяснять новую тему так, чтобы ее поняли все учащиеся, подчеркнула, что педагогическая практика – это очень важный этап, способствующий приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей качественной педагогической деятельности.
Наталья Шмаенкова и Яна Машкова отметили, что студенты их подгруппы ставили перед собой задачу не только учить школьников белорусскому языку и литературе, но и прививать учащимся любовь к данным предметам, поэтому старались делать уроки и информативными, и интересными, для чего использовали занимательный материал, проводили викторины, игры и др. Девушки рассказали о результатах мониторинга читательских интересов школьников, проведенного в рамках выполнения задания по педагогике, и о профориентационной работе с учащимися старших классов средней школы № 38. Также они обратили внимание на положительные стороны и трудности в работе учителя.
Надежда Воронько, Дарья Демьянова, Елизавета Маскаль во время педагогической практики работали под руководством Т. В. Рубаник и над творческим групповым проектом по профориентации, результатом чего стало создание документального фильма о филологическом факультете БГУ.
Андриан Татаринов поделился мнением о взаимоотношениях практикантов и учащихся гимназии, сравнил особенности преподавания русского и белорусского языка и литературы, внес предложение знакомить студентов в процессе изучения педагогики со спецификой той документации, например классного журнала, которую нужно будет вести учителю в школе.
Владимир Полищук уделил внимание особенностям обучения русскому языку и литературе студентов Юридического колледжа БГУ, рассказал о творческих заданиях, которые предлагались на занятиях, высказал пожелание заменить в задании по психологии характеристику одного учащегося на характеристику всего класса. По мнению В. Полищука, анализ взаимоотношений в классном коллективе, проведенный в начале педагогической практики, помог бы практикантам в дальнейшей организации работы с учащимися.
Алёна Косцова поделилась опытом прохождения педпрактики в Лицее БГУ, охарактеризовала различия обучения в средней школе и в лицее, особенности проведения занятий в профильных филологических классах, а также обратила внимание на методики преподавания в дистанционном и аудиторном форматах обучения, подчеркнув эффективность именно аудиторной формы. А. Косцова отметила высокий уровень знаний лицеистов, требующий очень качественной и фундаментальной подготовки студентов-практикантов, работающих с данными учащимися.
Педагогическая практика студентов направления «Русский язык как иностранный» была организована на факультете доуниверситетского образования и на филологическом факультете БГУ. Валерия Винглевская и Дарья Вечерко охарактеризовали специфику преподавания русского языка как иностранного студентам разных национальностей, подчеркнули определенную сложность работы с обучаемыми, владеющими русским языком на разных уровнях, но чаще всего на «нулевом», показали видеофрагмент занятия по русскому языку, проведенного с китайскими студентами.
Практически во всех выступлениях и отчетах были слова благодарности учителям и преподавателям базовых учреждений образования г. Минска: средних школ №№ 1, 38, гимназий №№ 5, 29, 31, Лицея БГУ, Юридического колледжа БГУ, факультета доуниверситетского образования БГУ. Наблюдения за работой учителей-филологов, знакомство с их педагогическим опытом, консультации, полученные от профессионалов, помогали практикантам вырабатывать свое видение будущей педагогической деятельности. Студенты отметили, что они учились делать уроки и результативными, и интересными, находить индивидуальный подход к учащимся, справляться с нетипичными ситуациями, а также убедились в истинности следующих слов А. Барбюса: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения; надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».