15 мая на филологическом факультете состоялось открытое практическое занятие по истории болгарской литературы со студентами 1 курса специальности «Славянская филология» старшего преподавателя кафедры теоретического и славянского литературоведения Самохвала С.И. на тему «Эпидейктическое красноречие Григория Цамблака на примере “Слова на усекновение головы святого и славного пророка и крестителя Иоанна”». Цель данных занятий – раскрыть жизненный и творческий путь Г. Цамблака, определить его значение в истории южно-и восточнославянских литератур. Цель достигалась посредством решения следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:
- систематизировать творческое наследие писателя, дать определение понятиям «слово» (как жанр литературы), «эпидейктика», «второе южнославянское влияние»;
- развивать способность студентов к систематизации знаний, обобщения, сравнения; умение проводить взаимосвязи, правильно, грамотно, доказательно и красноречиво выражать мысли;
- воспитывать сочувствие, чувство ответственности за совершенные поступки, любовь и бдительность к слову.
На занятии были задействованы различные формы и методы работы – «перевёрнутая классная комната» (flipped classroom), видео технологии, онлайн тестирование.
Приём «перевёрнутая классная комната» предполагал, что студенты заранее подготовили творческие задания по теме – презентацию по жизни болгарского писателя XIV - XV вв., викторину, кроссворды, которые активно обсуждались и выполнялись остальными студентами группы. Также на занятии было представлено видео, на котором были запечатлены как студенты разных курсов и специальностей, так и преподаватели филологического и исторического факультетов БГУ (Иванов К.И., Самохвал С.И., Кимбар А.). Каждый из них высказал свои точку зрения об огромной роли Г. Цамблака и влиянии, которое он оказал на славянские литературы в период Средневековья. На протяжении занятия использовался метод проблемного обучения, евристической беседы – студенты в игровой форме и форме дискуссии обсуждали произведение, определяли особенности «стиля плетения словес». Было отмечена и актуальность темы произведения, её многочисленное переосмысление в самых разных жанрах мирового искусства. Отдельно отмечены и исследователи творчества Г. Цамблака – слависты А.И. Яцимирский, А.И. Соболевский, Д.С. Лихачёв, а также исследовательские труды и переводы Т.П. Казаковой. В конце занятия студентам было предложено пройти онлайн-тест, созданный через приложение www. kahoot.com.
Таким образом, на занятии была использована как индивидуальная, так и парная, а также групповая виды работы, использовались методы проектного и проблемного обучения, эвристическая беседа, видео-технологии и учебные игры. Занятие прошло в доброжелательной интересной и познавательной форме. Были задействованы все студенты, проявляющие интерес, активность и творчество.
]