Сервисы

Семинарские занятия «Становление и развитие методической мысли на Беларуси»

10 октября студенты 1-го и 4-го курсов специальности «Белорусская филология» посетили Национальную библиотеку Беларуси. В рамках Международной выставки «Беларусь и Библия» прошли семинарские занятия по теме «Становление и развитие методической мысли на Беларуси», организованные профессором кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Проскалович Ольгой Владимировной и доцентом Саматыя Ириной Николаевной. Участие в мероприятии приняла заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Таяновская Ирина Владимировна.

Белорусская методика обучения языку и литературе имеет свою историю и богатое наследство. Деятельность Ф. Скорины правомочно рассматривать не только как начало книгопечатания, но и как деятельность, которая заложила основы организации целенаправленного обучения грамоте (чтению и письму).

Белорусский интеллектуал характеризовал «Библию» как основу всех семи освобожденных наук. «Бивлия руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька» служила главной цели – «людем посполитым к доброму научению». Даже заголовок показывает, что современный личностно-ориентированный подход к обучению идет от нашего именитого просветителя.

Ф. Скорина выступает как сильный авторитет, который много знает, а потому и делает. Он обучает всему, что считает нужным, опираясь на свои знания и науку. Это своеобразно высказанное «я» просветителя можно было почувствовать через занимательный рассказ экскурсовода.

Занятия в Музеи книги Национальной библиотеки Беларуси были организованы с использованием методов активной коммуникации, интерактивных и эвристических методов обучения.

Студенты-филологи стали не только слушателями, которые воспринимают информацию, наблюдателями, которые смотрят на уникальные экспонаты, но также активными участниками процесса познания Книги Книг –Библии. Активное и интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, во время которого осуществляется взаимодействие и эмоциональное единство всех участников педагогического общения. Студенты имели возможность проявить и свои креативные способности. В рамках выставочного проекта «Беларусь и Библия» студенты-филологи освоили технику ксилографии, смогли своими руками создать оттиски на бумаге, сделанные из гравюр Скорины. Смогли вообразить себя через фотоснимок самим Франциском Скориной.

Во время музейно-библиотечных занятий произошла творческая встреча с Александром Александровичем Сушей, заместителем директора Национальной библиотеки Беларуси по научной и издательской деятельности, кандидатом культурологии, исследователем и популяризатором наследства Франциска Скорины.

В результате организованного эвристического диалога четверокурсники, которые теперь усваивают методику преподавания языка и литературы, смогли наглядно убедиться в том, что дидактические принципы, заложенные Ф. Скориной, очень современные. При создании учебной литературы для школы используют его приемы: а) презентация новой буквы соответствующим рисунком-ассоциацией; б) использование небольшого формата учебной книги; в) доступность в подачи материала; г) использование переводных и толковых словарей в учебниках по языку; д) подача букв не только в прямом, но и обратном порядке с целью их более быстрого запоминания и др.

У студентов также появилась уникальная возможность познакомиться с факсимильным воссозданием первого в мире «Букваря», белорусского «Букваря». 2018-ый проходит в Беларуси под знаком 400-летия «Букваря». Как отметил Алесь Суша, почти ни у одного из белорусских исследователей раньше не было возможности увидеть уникальное издание своими глазами. На родине ни одного экземпляра не сохранилось: их просто «зачитали до дыр», как часто бывает с учебными изданиями.

Профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Проскалович Ольга Владимировна (кстати, один из участников международного проекта «Букварь») сосредоточила внимание студентов на роли первого «Букваря» в развитии современной букваристики, методики начального обучения.

Проведенные занятия не в привычной обстановке аудитории, а в Музеи книги Национальной библиотеки Беларуси отличаются новизной, междисциплинарностью, направленной на креативное развитие студентов, стимулирование их читательской активности, формирование гордости за достижения и богатые традиции отечественной книжной, методической и академической культуры.

Символично и то, что первокурсники, которые только начинают овладевать культурой академической учебы, смогли познакомиться с храмом знаний, почувствовать ауру этого храма, чтобы в течение своих студенческих лет находить там современные знания и вдохновение на их применение в будущей профессии – белорусского филолога.

 

 

Image

Ресурсы

Image
Image
Наш сайт использует файлы cookie

Наш сайт использует файлы cookie для сбора статистики. Нажав «Принять», вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с Политикой обработки файлов cookie.