Открытые практические занятия Георгия Константиновича Чеховского по современному белорусскому языку

20 марта на филологическом факультете состоялись открытые практические занятия по современному белорусскому языку, которые провел доцент кафедры современного белорусского языка Георгий Константинович Чеховский. Тема занятий – «Нормы современного белорусского произношения».

Цель занятий – закрепление орфоэпических норм современного белорусского литературного языка.

Достижение этой цели требует решения следующих задач.

Образовательные задачи:

1) обобщение и систематизация знаний студентов о фонетике и орфоэпии как разделах языкознания, о системе гласных и согласных звуков современного белорусского языка, способах их письменного обозначения, соотношениях звукового и буквенного облика слова; формирование знаний о специфике орфоэпических норм современного белорусского литературного языка;

2)  формирование умений определять орфоэпические нормы, пользуясь словарем;

3)  приведение устной речи в соответствие с нормами современного белорусского языка;

4)  актуализация основных правил произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков в собственных и заимствованных словах.

Развивающие задачи:

1) развитие устной речи, мышления, способности к самооценке;

2) развитие умений логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал;

3) совершенствование умений выявлять основные звуковые процессы, выполнять фонетический разбор слова и транскрибировать слова; оценивать собственную и чужую устную речь с точки зрения ее соответствия орфоэпическим нормам современного белорусского языка;

4) совершенствование навыков работы с орфоэпическим словарем и умений находить необходимую информацию из справочной литературы и современных интерактивных источников информации.

Воспитательные задачи:

1)  воспитание уважительного отношения к орфоэпическим нормам белорусского литературного языка;

2)  воспитание чувства глубокой ответственности за чистоту и правильность устной белорусской речи.

Цели, поставленные студентами перед собой.

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, устанавливать задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу конкретного типа.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понять необходимость знаний и умений, которые формируются на практических занятиях (самоопределение и смыслообразование).

Занятия проводились со студентами 1 курса специальности «Белорусская филология».

В процессе проведения занятий создавались учебные ситуации, которые требовали активной поисковой деятельности студентов, в том числе самостоятельной постановки проблемных вопросов по изучаемой теме и поисков ответов на них посредством использования информационно-коммуникативных образовательных технологий – как традиционных, так и новых способов взаимодействия преподавателя и аудитории: беседа, диалог, раздаточные материалы, слайд-презентация, работа с мультимедийным контентом.

Методический смысл введения эвристического разговора заключался в достижении дидактической цели, а именно в том, чтобы включить студентов в новую рефлексивную позицию по отношению к собственным способам осмысления знаний. Центральное место в этой форме организации занятий отводилось не столько контролю над усвоением знаний, сколько обеспечению обратной связи.  Средствами активизации выступали вопросы к аудитории, организация дискуссии с последовательным переходом ее в диспут, что позволило создать условия для возникновения альтернативных научных мыслей, привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определить содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом специфики аудитории.

Вопросы к аудитории (как элементарные, так и проблемные) предназначались не только для проверки знаний, но и для определения уровня лингвистической осведомленности студентов по проблемам орфоэпических норм. Продумывая ответы на поставленные вопросы, студенты самостоятельно приходили к выводам и обобщениям, понимая глубину и важность проблемы, что в свою очередь увеличивает их интерес к материалу и уровень его восприятия. Выбор вопросов для обсуждения осуществлялся в зависимости от степени подготовленности студентов и тех дидактических задач, которые решала аудитория.

Преподаватель не только использовал ответы студентов на вопросы, но и организовал свободный обмен мнениями в интервалах между логичными структурными компонентами занятий, что позволило активизировать познавательную деятельность аудитории и управлять коллективным мнением группы, расставить акценты с целью убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений.

Задания аналитико-творческого характера были связаны с созданием ситуаций научного диспута по проблеме выявления отклонений от литературной орфоэпической нормы и осмысления их причин с использованием культурно-исторических источников.

Актуальной формой организации учебной деятельности (вместе с традиционными парной, индивидуальной, групповой и фронтальной) стало создание собственного «образовательного продукта». Студенты проанализировали современные средства массовой информации на предмет соответствия устной речи орфоэпическим нормам современного белорусского литературного языка, составили реестр аудиоматериалов, записанный на электронные носители.

В качестве домашнего задания студентам было предложено выполнить задания творческо-аналитического характера: прослушать фрагменты устных текстов, затранскрибировать их, сравнить произношение и написание.

Групповое задание на дом предусматривало анализ видеозаписей из цикла «Встречи в БГУ» с Я. Брылём, Н. Гилевичем и Р. Бородулиным с целью определения роли мастеров художественного слова в формировании и развитии орфоэпических норм современного белорусского литературного языка.

Полученные результаты:

Личностные: студенты осознали сигнификативную и перцептивную функции звуков, важность нормативной письменной и устной речи в процессе коммуникации.

Метадисциплинарные: студенты усовершенствовали умения работать с разными источниками информации: текстами учебных пособий, словарями, интернет-ресурсами;

студенты научились получать необходимую учебную информацию из культурно-исторических источников, использовать ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы.

Дисциплинарные: студенты определили основные фонетические процессы, усовершенствовали навыки проведения фонетического разбора и транскрибирования фонетических единиц; научились оценивать собственную и чужую устную речь с точки зрения ее соответствия орфоэпическим нормам современного белорусского языка.

И. В. Таяновская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой риторики и методики преподавания языка и литературы:

  – Инновационным на проведенных занятиях является, в частности, активное обращение к личностному рече-коммуникативному опыту самих студентов, к их профессиональному мнению, включение студентов-первокурсников в процесс обсуждения актуальных проблем современного языкознания в качестве заинтересованных, равноправных коллег. Обоснованным и интересным является привлечение современной лексикографической базы, сведений из экспериментальной фонетики, что содействовало активизации поисково-исследовательского мышления студентов.

 

Image

Ресурсы

Image
Image
© 2022 Филологический факультет БГУ