20 марта на филологическом факультете состоялись открытые практические занятия по современному белорусскому языку, которые провел доцент кафедры современного белорусского языка Георгий Константинович Чеховский. Тема занятий – «Нормы современного белорусского произношения».
Цель занятий – закрепление орфоэпических норм современного белорусского литературного языка.
Достижение этой цели требует решения следующих задач.
Образовательные задачи:
1) обобщение и систематизация знаний студентов о фонетике и орфоэпии как разделах языкознания, о системе гласных и согласных звуков современного белорусского языка, способах их письменного обозначения, соотношениях звукового и буквенного облика слова; формирование знаний о специфике орфоэпических норм современного белорусского литературного языка;
2) формирование умений определять орфоэпические нормы, пользуясь словарем;
3) приведение устной речи в соответствие с нормами современного белорусского языка;
4) актуализация основных правил произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков в собственных и заимствованных словах.
Развивающие задачи:
1) развитие устной речи, мышления, способности к самооценке;
2) развитие умений логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал;
3) совершенствование умений выявлять основные звуковые процессы, выполнять фонетический разбор слова и транскрибировать слова; оценивать собственную и чужую устную речь с точки зрения ее соответствия орфоэпическим нормам современного белорусского языка;
4) совершенствование навыков работы с орфоэпическим словарем и умений находить необходимую информацию из справочной литературы и современных интерактивных источников информации.
Воспитательные задачи:
1) воспитание уважительного отношения к орфоэпическим нормам белорусского литературного языка;
2) воспитание чувства глубокой ответственности за чистоту и правильность устной белорусской речи.
Цели, поставленные студентами перед собой.
Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, устанавливать задачи, развивать мотивы и интересы.
Познавательные: стремление научиться выполнять работу конкретного типа.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Личностные: понять необходимость знаний и умений, которые формируются на практических занятиях (самоопределение и смыслообразование).
Занятия проводились со студентами 1 курса специальности «Белорусская филология».
В процессе проведения занятий создавались учебные ситуации, которые требовали активной поисковой деятельности студентов, в том числе самостоятельной постановки проблемных вопросов по изучаемой теме и поисков ответов на них посредством использования информационно-коммуникативных образовательных технологий – как традиционных, так и новых способов взаимодействия преподавателя и аудитории: беседа, диалог, раздаточные материалы, слайд-презентация, работа с мультимедийным контентом.
Методический смысл введения эвристического разговора заключался в достижении дидактической цели, а именно в том, чтобы включить студентов в новую рефлексивную позицию по отношению к собственным способам осмысления знаний. Центральное место в этой форме организации занятий отводилось не столько контролю над усвоением знаний, сколько обеспечению обратной связи. Средствами активизации выступали вопросы к аудитории, организация дискуссии с последовательным переходом ее в диспут, что позволило создать условия для возникновения альтернативных научных мыслей, привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определить содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом специфики аудитории.
Вопросы к аудитории (как элементарные, так и проблемные) предназначались не только для проверки знаний, но и для определения уровня лингвистической осведомленности студентов по проблемам орфоэпических норм. Продумывая ответы на поставленные вопросы, студенты самостоятельно приходили к выводам и обобщениям, понимая глубину и важность проблемы, что в свою очередь увеличивает их интерес к материалу и уровень его восприятия. Выбор вопросов для обсуждения осуществлялся в зависимости от степени подготовленности студентов и тех дидактических задач, которые решала аудитория.
Преподаватель не только использовал ответы студентов на вопросы, но и организовал свободный обмен мнениями в интервалах между логичными структурными компонентами занятий, что позволило активизировать познавательную деятельность аудитории и управлять коллективным мнением группы, расставить акценты с целью убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений.
Задания аналитико-творческого характера были связаны с созданием ситуаций научного диспута по проблеме выявления отклонений от литературной орфоэпической нормы и осмысления их причин с использованием культурно-исторических источников.
Актуальной формой организации учебной деятельности (вместе с традиционными парной, индивидуальной, групповой и фронтальной) стало создание собственного «образовательного продукта». Студенты проанализировали современные средства массовой информации на предмет соответствия устной речи орфоэпическим нормам современного белорусского литературного языка, составили реестр аудиоматериалов, записанный на электронные носители.
В качестве домашнего задания студентам было предложено выполнить задания творческо-аналитического характера: прослушать фрагменты устных текстов, затранскрибировать их, сравнить произношение и написание.
Групповое задание на дом предусматривало анализ видеозаписей из цикла «Встречи в БГУ» с Я. Брылём, Н. Гилевичем и Р. Бородулиным с целью определения роли мастеров художественного слова в формировании и развитии орфоэпических норм современного белорусского литературного языка.
Полученные результаты:
Личностные: студенты осознали сигнификативную и перцептивную функции звуков, важность нормативной письменной и устной речи в процессе коммуникации.
Метадисциплинарные: студенты усовершенствовали умения работать с разными источниками информации: текстами учебных пособий, словарями, интернет-ресурсами;
студенты научились получать необходимую учебную информацию из культурно-исторических источников, использовать ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы.
Дисциплинарные: студенты определили основные фонетические процессы, усовершенствовали навыки проведения фонетического разбора и транскрибирования фонетических единиц; научились оценивать собственную и чужую устную речь с точки зрения ее соответствия орфоэпическим нормам современного белорусского языка.
И. В. Таяновская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой риторики и методики преподавания языка и литературы:
– Инновационным на проведенных занятиях является, в частности, активное обращение к личностному рече-коммуникативному опыту самих студентов, к их профессиональному мнению, включение студентов-первокурсников в процесс обсуждения актуальных проблем современного языкознания в качестве заинтересованных, равноправных коллег. Обоснованным и интересным является привлечение современной лексикографической базы, сведений из экспериментальной фонетики, что содействовало активизации поисково-исследовательского мышления студентов.