Рубанік Таццяна Уладзіміраўна
Вышэйшая навучальная установа, якую закончыла, спецыяльнасць: Беларускі дзяржаўны універсітэт, філалагічны факультэт; спецыяльнасць "Руская мова і літаратура" (1992).
Навуковыя галіны, у якіх працуе і можа выступаць у якасці эксперта, апанента: рыторыка, дзелавая рыторыка, методыка выкладання рускай мовы.
Назва кандыдацкай дысертацыі, год абароны, навуковы кіраўнік: «Обучение школьников 6 класса написанию остросюжетных рассказов», 1999 г.; навуковы кіраўнік - доктар педагагічных навук, прафесар Л.А. Мурына.
Колькасць навуковых публікацый: 97.
Асноўныя навуковыя і навукова-метадычныя публікацыі:
Функционально-композиционные особенности жанра устного рассказа // Актуальные проблемы коммуникативной фонетики и вопросы эффективности речевого общения: Материалы междунар. конф., 29–30 мая 1997 г., г. Минск / Минский гос. лингвист. ун-т: Сост. Л. Т. Выгонная, Т. В. Поплавская. – Минск, 1997. – С. 106–107.
Системный подход к решению вопроса развития связной речи школьников // Язык и социум: Материалы 2 междунар. конф., 5–6 декабря 1996 г., г. Минск: В 2 ч. / Бел. гос. ун-т; Редкол. Д. Г. Богушевич, Л. А. Мурина. – Минск, 1998. – Ч. 2. – С. 181–184 (в соавторстве).
Динамика речевого опыта учащихся 6 класса в написании рассказа // Тэорыя і практыва навучання мовам, літаратурам і рыторыцы ў сярэдняй школе: Матэрыялы міжнар. навукова-тэарэт. канф. 15–17 снежня 1997 г. г. Мінск: У 3 ч. // Бел. дзярж. ун-т; Пад рэд. Л. А. Мурынай, Ф. М. Літвінка. – Мінск, 1998. – Ч. 2. – С. 103–106.
Реализация системного принципа обучения написанию жанра рассказа в Vклассе // Рус. яз. и литература. – 1998. – Вып. 1. – С. 70-79.
Шестиклассники учатся писать остросюжетные рассказы // Рус. яз. и литература. – 1998. – Вып. 4. – С. 48-56.
Комплексный анализ текста-образца как метод развития коммуникативной компетенции учащихся // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: Сб. научн. статей / Бел. гос. ун-т; Под ред. Л. А. Муриной, Ф. М. Литвинко. – Минск, 1999. – Вып. 1. – С. 38–43.
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения написанию остросюжетных рассказов // Народная асвета. – 2000. – № 5. – С. 88–93.
Методы, приемы, средства формирования жанрово-коммуникативных знаний, умений и навыков учащихся // Народная асвета. – 2000. – № 6. – С. 67–76.
Усвоение учащимися речеведческой теории об особенностях остросюжетных рассказов // Народная асвета. – 2000. – № 7. – С. 91–98.
Умение управлять вниманием аудитории как одно из условий эффективности процесса речевого общения // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: Сб. научн. статей / Бел. гос. ун-т; Под ред. Л. А. Муриной, Ф. М. Литвинко. – Минск, 1999. – Вып. 2. – С. 18–24.
Формирование положительных личностных качеств учащихся в процессе работы над приключенческими рассказами // Народная асвета. – 2000. – № 8. – С. 69–79.
Урок подготовки к написанию фантастического рассказа на тему "Контакт с другими мирами" // Рус. яз. и литература. – 2000. – Вып. 5. – С. 9–18.
Правовое воспитание учащихся в процессе работы над детективными рассказами // Народная асвета. – 2000. – № 9. – С. 82–91.
Активизация познавательной деятельности учащихся при написании фантастических рассказов // Народная асвета. – 2000. – № 10. – С. 75–82.
Поурочный контроль знаний, умений и навыков учащихся // Народная асвета.– 2001. – № 10. – С. 23–24 (в соавторстве с Рой Е.В.)
Речевая сторона выступления // Риторика: Курс лекций / Мурина Л.А., Игнатович Т.В., Мальцевич Т.В., Рубаник Т.В., Саникович И.М.; Под ред. Л.А. Муриной. – Мн.: БГУ, 2002. – С.112–127.
Тестовые и аналитические задания по теме «Композиция судебной речи» для студентов отделения «правоведение» юридического факультета // Формы контроля самостоятельной работы студентов по риторике: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов гуманитарных факультетов университета. – Мн., 2002. – С.33–37.
Тестовый контроль по истории риторики для студентов отделения «правоведение» юридического факультета // Формы контроля самостоятельной работы студентов по риторике: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов гуманитарных факультетов университета. – Мн., 2003. – С.44–47.
Риторика: Практикум для юристов / Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, Т.В. Рубаник; Под ред. Л.А. Муриной. – Мн.: БГУ. 2003.
Вариативность коммуникативных стратегий в педагогическом общении на мастерских // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: Сб. научн. статей / Бел. гос. ун-т; Под ред. Л. А. Муриной, Ф. М. Литвинко. – Минск, 2003. – Вып. 5. – С. 50–53.
Мастерская как форма организации деятельности учащихся // Метадалагічныя і метадычныя аспекты выкладання мовы і літаратуры у школе і ВНУ: Зб.навук.арт. Вып.2 / Пад рэд.Л.А.Мурынай.– Мн.: БДУ, 2003. – С. 55–58.
Интеграция языка, литературы и риторики как триединая основа современного филологического образования учащихся. // Метадалагічныя і метадычныя аспекты выкладання мовы і літаратуры у школе і ВНУ: Зб.навук.арт. Вып.3 / Пад рэд.Л.А.Мурынай.– Мн.: БДУ, 2004. – С. 35–38.
Русский язык: педмастерская по теме «Стили речи». // Совершенствование содержания и образовательных технологий подготовки юристов со средним специальным образованием: сб. материалов Респ. семинара-практикума «Совершенствование подготовки юридических кадров в условиях реализации образовательного стандарта среднего специального образования» и круглого стола «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла» / редкол.: С.А.Калинин и др.; под общ. ред. И.Р. Веренчикова, О.И. Чуприс. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2005. – С.189–209.
Путь к речевому мастерству (совершенствование коммуникативно-речевого развития учащихся Юридического колледжа БГУ) // Совершенствование содержания и образовательных технологий подготовки юристов со средним специальным образованием: сб. материалов Респ. семинара-практикума «Совершенствование подготовки юридических кадров в условиях реализации образовательного стандарта среднего специального образования» и круглого стола «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла» / редкол.: С.А.Калинин и др.; под общ. ред. И.Р. Веренчикова, О.И. Чуприс. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2005. – С. 92–96.
Системный анализ приемов и средств речевого воздействия в устных рекламных текстах на территории Беларуси // Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин: Материалы Ш Межд. науч. конф., 12–13 мая 2005 г., Мозырь: В 2 ч. Ч.2. /Отв. ред. С.Б. Кураш, О.И.Ревуцкий, В.Ф. Русецкий.– Мозырь: УО МГПУ, 2005. – С. 78–80.
Современные подходы к формированию речевой компетенции юристов // Подготовка юристов в СУЗах в условиях приоритетного развития правового просвещения и национальной правовой культуры в Республике Беларусь: концептуально-теоретическое обоснование и научно-методические технологии: Материалы республ. научно-практ. конф, 1–2 декабря 2005 г., г. Минск – Мінск, 2006 – С. 120–124.
Асаблівасці ўспрымання вучнямі твораў зарубежнай літаратуры // Метадалагічныя і метадычныя аспекты выкладання мовы і літературы ў школе і ВНУ: зб. навук. арт. / пад рэд. І.У. Таяноўскай, Т.В. Мальцэвіч. – Мн.: БДУ, 2006. – Вып.5. (ў сааўтарстве).– с. 21–26.
Фарміраванне каштоўнасных арыентацый школьнікаў (назіранні над тэхналогіяй навучання літаратуры ў падручніках) // Метадалагічныя і метадычныя аспекты выкладання мовы і літературы ў школе і ВНУ: зб. навук. арт. / пад рэд. І.У. Таяноўскай, Т.В. Мальцэвіч. – Мн.: БДУ, 2006. – Вып.5. (ў сааўтарстве). – с.46–51.
Риторика: педагогическое и деловое общение: учеб. программа курса по выбору (специализации) для студентов филологического факультета специальностей: 1–21 05 02 Русская филология, 1–21 05 04 Славянская филология / авт.-сост. Т.В. Мальцевич, Т.В. Рубаник, И.В. Таяновская, С.А. Шантарович. – Мн.: БГУ, 2006. – 31 с. (с. 11–17).
Рыторыка: педагагічная і дзелавая камунікацыя:вучэбная праграма курса па выбару (спецыялізацыі) для студэнтаў філалагічнага факультэта спецыяльнасцей: 1–21 05 01 Беларуская філалогія, 1–21 05 04 Славянская філалогія /аўт.-склад. Т.В. Мальцэвіч, Т.У. Рубанік, І. У Таяноўская, С.А. Шантаровіч. – Мн.: БДУ, 2006. – 31 с. (с. 11–17).
Педагогический диалог: знакомый незнакомец (о предварительной подготовке студентов-филологов к овладению данной формой общения) // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. Науч. Ст. Вып. 8 / Белорус. Гос. Ун-т. – Минск: РИВШ, 2007. – С. 43 – 47.
Креативный подход учителей-новаторов к организации эффективного педагогического взаимодействия // Текст. Язык. Человек: Материалы IVМежд. науч. конф., 15–16 мая 2007 г., Мозырь: В 2 ч. Ч.2. /Отв. ред. С.Б. Кураш, В.Ф. Русецкий.– Мозырь: УО МГПУ, 2007. – С. –124–126 (в соавт.).
Риторика на службе профессиональных интересов: пути совершенствования педагогического коммуникативного взаимодействия // Текст. Язык. Человек: Материалы IVМежд. науч. конф., 15–16 мая 2007 г., Мозырь: В 2 ч. Ч.2. /Отв. ред. С.Б. Кураш, В.Ф. Русецкий.– Мозырь: УО МГПУ, 2007. – С. –126–132 (в соавт.).
Усвоение курса «Практическая грамматика» как важное условие языковой компетенции современного коммуниканта //Сучасныя падыходы да варыятыўнай моўнай і літаратурнай адукацыі: матэрыялы рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі, Мінск, 24 лістапада 2006 г. / пад рэд. Л.А. Мурынай, Г.М. Валочкі. – Мінск: РІВШ, 2007. – С. 78 – 82.
Роль корреляции курсов языка, литературы и риторики в процессе подготовки будущих юристов // Актуальлные проблемы правоведения: история и современность: материалы респ. Науч.-практ. Конф., 4 – 5 дек. 2007 г., Минск / редкол.: И.Р. Веренчиков и др. – Минск, 2008. – 240 – 246.
Роль корреляции курсов языка, литературы и риторики в условиях профильного обучения (в соавт.) // Актуальные направления методики преподавания русского языка в современной социокультурной ситуации: сб. науч. тр. / М-во образования Респ. Беларусь, НМУ “Нац. Ин-т образования” М-ва образования Респ. Беларусь; отв. ред. Л.А. Мурина, Ф.В. Русецкий. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2008. – 183 с. – 119-126 (4 стр.).
Интеграция содержания филологического образования учащихся как основа современной социокультурной ситуации (в соавт.) // Актуальные направления методики преподавания русского языка в современной социокультурной ситуации: сб. науч. тр. / М-во образования Респ. Беларусь, НМУ “Нац. Ин-т образования” М-ва образования Респ. Беларусь; отв. ред. Л.А. Мурина, Ф.В. Русецкий. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2008. – 183 с. – 126-129 (2 стр).
Рубаник, Т.В. Риторическая подготовка учителей-филологов: инновационные средства обучения (на материале работы над темой «Конфликт в педагогическом общении») / О.В. Проскалович, Т.В. Рубаник, С.А. Шантарович / Современное языковое и литературное образование в СНГ: диалог между теорией и практикой: материалы Международного форума русистов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – С. 281–298.
Рубаник, Т.В. Обучение студентов-филологов диалогическому речевому взаимодействию / Т.В. Рубаник / Современное языковое и литературное образование в СНГ: диалог между теорией и практикой: материалы Международного форума русистов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – С. 298–302.
Практическая грамматика. VI–VII классы // Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по гуманитарному направлению. – НМУ «Национальный институт образования», 2009. – с. 84 – 92.
Методика эмоционально-психологической поддержки школьников на основе работы с мотивированными текстами (в соавт.): сб. метод. разработок по соц.-психол. реабилитации и адаптации населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях России и Беларуси. В 2 ч. Ч.1; под общ. ред. Т.Б. Мельницкой, Н.Я. Борисевича. – Гомель: Ин-т Радиологии, 2009. – 157 с. – с. 115– 123 ( с.).
Риторика: Учеб. программа специальностей: 1-21 03 01 История, 1-21 06 01 Современные иностранные языки, 1-23 01 12 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия,1-24 01 02 Политология, 1-24 01 02 Правоведение, 1-24 01 03 Экономическое право, 1-26 02 04 Документоведение и информационное обеспечение управления / сост. Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, О.В. Проскалович, Т.В. Рубаник, И.В. Таяновская, И.М. Саникович, С.А. Шантарович. – Минск: БГУ, 2009. – 20 с. (8–9)
Тестовые задания по культуре академической учебы для специальностей 1-21 05 01, 1-21 05 02, 1-21 05 04, 1-21 05 05, 1-21 05 06, 1-21 05 07 / Материалы для контроля самостоятельной работы студентов по дисципликам риторико-методического профиля: учеб.-метод. пособие / Белорус. гос. ун-т. – Мн., 2009. – 114 с. (с.47–54).
Тестовые задания по риторике для специальностей 1-23 01 02 Правоведение, 1-24 01 03 Экономическое право по теме «Речевая сторона выступления» / Материалы для контроля самостоятельной работы студентов по дисципликам риторико-методического профиля: учеб.-метод. пособие / Белорус. гос. ун-т. – Мн., 2009. – 114 с. (с.54–60).
Рубаник, Т.В. Методы и средства формирования исследовательских умений учащихся на уроках русского языка. – III Международный форму русистов стран СНГ и Балтии, Минск, 7–8 декабря 2009 г.: сб. науч. статей. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2010. – 212 с. – С. 128–131.
Рубаник, Т.В. Роль осмысления национальных особенностей педагогического общения в становлении коммуникативной компетенции будущего учителя/Сучасная моўная адукацыя ў Рэсп. Беларусь: праблемы, перспектывы: мат-лы Рэсп. навукова-практ- канф. (да 80-годдзя В. У. Протчанкі), Мінск, 9 крас. 2010. – Мінск: РІВШ, 2010. – 164-166.
Рубаник, Т.В.Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе осмысления национальных особенностей педагогического общения / Т.В. Рубаник / Текст. Язык. Человек: материалы IVМежд. науч. конф., 15–16 мая 2011 г., Мозырь: в 2 ч., ч.2. / Ред. С.Б. Кураш, В.Ф. Русецкий.– Мозырь: УО МГПУ, 2011.
Рубаник, Т.В. Роль предмета «Культура речи» в формировании высокой профессиональной компетенции юриста / Т.В. Рубаник / Актуальные вопросы совершенствования правового образования в средних специальных учебных заведениях: материалы Респ. науч.-практ. конф. 25–26 нояб. 2010 г. Минск – Минск, 2011. – С. 244–249.
Рубаник, Т.В. Холистический подход к разработке содержания филологического образования в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь / Т.В Рубаник, О.В. Проскалович / Мова і культура: материалы ХХ Международной конференции им. проф. Сергея Бураго 20–23 июня 2011 г. Киев. – Киев, 2011.
Рубаник, Т.В. Системный подход к обучению студентов-филологов конструктивному диалогическому взаимодействию на уроке /Т.В. Рубаник / Качество языкового и литературного образования: содержание и методика обучения: сб. науч. ст. / Нац. ин-т образования М-ва образования Респ. Беларусь. – Мн.: РИВШ, 2011. – С. 183–186.
Рубаник, Т.В.Интеграция вопросов влиятельной речевой коммуникации и профессиональных интересов в содержании типовой программы «Культура речи юриста» для ССУЗов / Т.В. Рубаник / Текст. Язык. Человек: материалы VIIМежд. науч. конф.,Ч. 2, май 2013 г., Мозырь. – Мозырь: УО МГПУ, 2013. – С.236-238.
Рубаник, Т.В. Пути мотивации учебно-познавательной деятельности обучаемых при изучении русского языка в условиях современного образовательного процесса / Т.В. Рубаник / Методология и стратегии развития современного образования: материалы Межд. научн. конф., посв. 85-летию Национального института образования, 11 декабря 2014 г., Минск. – С.417-424.
Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Культура речи юриста» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-24 01 02 «Правоведение» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием / Т.В. Рубаник, Т.М. Русенчик. – Мн. 2014. –20 с. (с.1-3,5-16,20).
Рубаник, Т.В. На Сяо. Интеграция в преподавании языка, литературы и риторики как основа современного филологического образования китайских студентов / Т.В. Рубаник, На Сяо / Пути Поднебесной : сб. науч. тр. Вып. V. В 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А. Н. Гордей (отв. ред.), Цуй Цимин (зам. отв. ред.). – Минск: РИВШ, 2015. – С. 67-72.
Рубаник, Т.В. Методические основы формирования профессиональной филологической компетенции китайских студентов в процессе усвоения терминологии на занятиях по РКИ /Т.В. Рубаник / VI Международной конференции «Китайская цивилизация в диалоге культур» (26-27 ноября 2015 г., ин-т им. Конфуция)
Рубаник, Т.В. Культура речи юриста: учеб. пособие / Т.В. Рубаник. – Минск: РИВШ, 2016. –299 с.
Рубаник, Т.В. Методические подходы к изучению прецедентных феноменов на занятиях по РКИ /Т.В. Рубаник, Пэн Синь / Белорусско-китайский культурный и образовательный диалог: история и современное состояние: сб. науч. ст. / редкол.: Ван Дацзюнь [и др.]; под ред. Н.Н. Хмельницкого. – Минск: РИВШ, 2017. – С. 79-86.
Рубаник, Т.В. Методические основы формирования профессиональной филологической компетенции китайских студентов в процессе усвоения терминологии на занятиях по РКИ /Т.В. Рубаник / Пути Поднебесной: Сб. научн. тр. Вып. VI. В 2 ч. Ч. 1. – Минск: РИВШ, 2017. – 422 с. – С. 44-50.
Культура педагогического общения: типов. учеб.программа для студен-тов высших учебных заведений по учеб.дисциплине для спец.: 1-21 05 01–03 Белорусская филология (делов.коммуникация), 1-21 05 02–03 Русская филология (делов.коммуникация) / Т. В. Рубаник, И.В. Таяновская; Белорус.гос.ун-т. – Минск, 2017. – 17 с. (Сер. “Высш. образование”.)
Рубаник, Т.В. Формирование поликультурной коммуникативной компетенции студентов на компаративной основе /Т.В. Рубаник, Е.А. Чередник / Перспективы развития высшей школы: материалы XI Международной науч.-метод. конф. / редкол.: В.К. Пестис [и др.]. – Гродно: ГГАУ, 2018. – С. 291-293.
Рубаник, Т.В. Знакомство китайских студентов с легендами и мифологическими персонажами белорусов в процессе работы с аутентичными публицистическими текстами / Т.В. Рубаник / Традиционная духовная культура восточнославянских и китайского народов: сб. научн. статей. – Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2019. – Вып. 2. – С. 190-194.
Рубаник, Т.В. Публицистика в межкультурном диалоге: источники, критерии отбора текстов для обучения китайских студентов РКИ в Республике Беларусь / Т.В. Рубаник / Літаратура ў культурнай прасторы Беларусі і Кітая: зборнік навуковых артыкулаў па матэрыялах Міжнар. канф., прысвечанай народнаму паэту Беларусі Я. Коласу, г. Цяньцзінь, Кітайская Народная Рэспубліка, 17–18 мая 2019 г. / пад рэд. У.І. Куліковіча, В.В. Шахаб. – Мінск: БДТУ, 2019. – С. 136-141.
Рубаник, Т.В. Опыт использования лингвокультурологического комментария в работе китайских студентов с аутентичными публицистическими текстами государственных СМИ Республики Беларусь / Т.В. Рубаник / Міжнародная канферэнцыя «Мова, літаратура і культура ў адукацыйнай прасторы Беларусі і Кітая», 26–27 верасня 2019 г.– Нац. ін-т адукацыі (Рэспубліка Беларусь, г. Мінск). – Мінск: РІВШ, 2020. – С. 224-231.
Рубаник, Т.В. Формирование лингвокультурологической компетенции студентов на занятиях русского как иностранного при работе с публицистическими текстами / Т.В. Рубаник // Подолання мовних та комунікативних бар’єрів: освіта, наука, культура : збірник наукових праць / за заг. ред. О. В. Ковтун. – К. : 2021. – 472 с. – С. 363-369.